Как под шепот невской воды поймать настроение золотой осени: Петербург впервые принял Общероссийский форум экскурсоводов

Как под шепот невской воды поймать настроение золотой осени: Петербург впервые принял Общероссийский форум экскурсоводов

«Мы идем вверх по течению Нева начинается от Ладожского озера, в которое впадает более 20 рек, а выходит одна Нева. Нева – наша красавица!».

В кокетливой французской шляпке клош Кира Алексеевна бороздит темные воды родной Невы. Хоть с закрытыми глазами расскажет историю любого дворца, взирающего на туристов с берега.

«Слева по борту – Троицкая площадь. Название, которое связано с первым храмом на правом берегу Невы – Петроградском острове».

Старейший экскурсовод Петербурга рассказ о любимом городе начала еще на первом курсе института – робко водила первые группы по Васильевскому острову. По сей день Кира Муравьева хранит традиции Ленинградской школы экскурсоведения.

Четкая интеллигентная речь, этика, создание образа через жесты и мимику и, конечно, стихи. К своим 85 годам ни одну экскурсию не повторила дважды.

«Я никогда не повторяюсь! Нет! Я такая же, как и город, разнообразная. Я люблю мокрый Петербург, молочный Петербург, он всегда другой, как Нева – всегда другая. Я все люблю в этом городе!», – говорит почетный экскурсовод Санкт-Петербурга Кира Муравьева.

За верный курс четверть века отвечает капитан Юрий Спасов – знает не только подводные течения, но и координаты для лучших фоторакурсов.

«Москва 177″, ниже Литейного,левый оборот, вниз движение. Убедились, что нет судов, которые совершают обгон, крутим оборот, показываем крейсер «Аврора», самый лучший город на земле», – руководит капитан теплохода «Москва 177» Юрий Спасов.

Пассажиропоток на наших реках и каналах в этом году превысил 4 млн человек. Более сотни городских причалов готовы с головой окунуть всех желающих в романтику Северной Венеции.

«Мы находимся с вами рядышком с такой примечательной аркой, это – визитная карточка. Эта арка разбавляет аскетичность архитектуры».

Далеко не арка Главного штаба, но ей кажется, что такая – даже милее. Вероника Боровикова с восторгом рассказывает про батенинский жилмассив около Лесной. В этих рядовых рабочих пятиэтажках вырос ее прадед, поэтому, скромный советский авангард – дороже золота барокко.

Этих кирпичных двойников не раз упрекали в бездушии и убогости, но дома без ванных комнат и горячей воды стойко воплощали мечты о простой жизни, честном труде и справедливости.

«То есть, власть советская предполагала, что строители коммунизма будут мыться в общественных банях, одежду стирать – в прачечных, а питаться – в фабриках кухнях», – объясняет гид Вероника Боровикова.

Старинные многоярусные окна избежали пластиковой расправы, а стены сохранили оригинальный цвет. В 60-х годах для Петербурга составили собственную палитру. Все цвета во время расчистки фасадов скопировали в нашу личную и единственную в мире картотеку городского цвета.

«Мы можем увидеть любимый петербургский желтоватый цвет. Есть стереотип, что город – серый? Помимо серого, присутствуют еще оттенки розоватые, зеленоватые. Палитра отражает весь наш Петербург за всю его историю», – продолжает Вероника Боровикова.

Больше 80% гостей на таких экскурсиях – коренные ленинградцы. Все те, кто давно переехали в новые высотки с посудомойками, ванными и даже саунами, но душой остались здесь – в бережных и нежных пятиэтажках из детства.

«Это – конечно, одна из самых злачных повестей всей истории русской литературы – повесть «Шинель», действие которой происходила ровно в этих местах».

Эти экскурсанты под покровом ночи стали невольными свидетелями возмутительного преступления. Прямо в центре города у Акакия Акакиевича отбирают шинель.

Они шли по обычному маршруту литературных героев, и даже не подозревали, что эти самые герои поджидают их на каждом углу. Сцены разыгрываются так достоверно, что прохожие порой бросаются на помощь гоголевским неудачникам.

«Один раз вот Женю, когда мы играли эту сцену, приняли за своего местные выпивающие мужчины, и они решили вступиться за меня, но потом поняли, что это – не по-настоящему», – вспоминает актер Небольшого Драматического Театра (НДТ) Дмитрий Честнов.

«Отсюда Раскольников отправляется совершать свое дело – преступлением он это никогда не называл».

Случайный встречный вдруг достает топор и спешит к процентщице, судьи ссорятся с чиновниками, а мелкие помещики сплетничают до утра. Единственные в стране экскурсии-перфомансы по литературным местам почти 10 лет ведут артисты петербургского театра.

«История была про Гоголя, в конце мы подошли к памятнику, и я поведал историю человека мечтательного склада, который здесь отчаялся от петербургской своей жизни. Как ему показалось, он был здесь не принят и с фразой «Петербург снега подлецы – кажется, все это мне снилось» одна старшеклассница подошла в конце, обняла меня, и я увидел, что она плачет», – рассказывает автор театрализованных экскурсий Илья Тиунов.

Каждый день – даже не в сезон – в Петербурге проходит более 50 экскурсий. По классическим царским маршрутам, современным локациям, спальным районам и промышленным зонам. Из-под земли, с воды и воздуха наш город рассказывает о главном. О людях, которые жили и живут здесь и уже больше трех веков остаются главной городской достопримечательностью.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

03:05
27
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025