Как поисковики помогают солдатам Великой Отечественной войны «возвращаться домой»

Как поисковики помогают солдатам Великой Отечественной войны «возвращаться домой»

Эти леса, как и 80 лет назад, по-прежнему непроходимые. Наша съемочная группа не доехали до места былого сражения каких-то шесть километров. Увязла в болоте.

В районе бывших деревень Липовик и Дубовик в 1941 году расположился немецкий дивизионный командный пункт. В этих дремучих и заболоченных лесах, где проходил Ленинградский и Волховский фронты, поисковые отряды до сих пор находят вражеские блиндажи. А эти лужи – на самом деле воронки.

Вот свежая находка. В болоте – останки неизвестного советского бойца. При нем знак «Отличный снайпер», наручные часы, портсигар и…удача – медаль «За Отвагу» с серийным номером. Это шанс узнать имя героя. Тем временем, наша машина окончательно увязла в липкой глине.

И только спустя шесть часов пришло спасение. Чудом найдя место, где ловит мобильная связь, удалось дозвониться до поисковиков.

Так и не добравшись до места раскопок, мы вынуждены вернуться в Петербург. Любомир спешит назад. В отряде он уже два года. Говорит, сезон поисковых работ короткий – весна и осень, пока грунт еще мягкий. Бывает, что земля сама «отдает» солдата. Но чаще всего лес приходится заставлять «говорить» – сантиметр за сантиметром прощупывать и даже слушать почву.

«По местности определяются, где воронки, какие-то впадины в лесу, чем-то похожие на могилу. Остальное металлоискателями, металл зазвенел – начинаешь разбирать это все, раскапывать. Дай Бог, повезло – есть боец, нет – дальше идешь. Многие грибники ходят, за ягодами люди – они не знают, что ходят по телам. 15-20 сантиметров в поросли лежит человек и никто даже не знает об этом», – рассказал член поискового отряда «Волховский фронт» г. Кириши Любомир Петров.

На другой стороне Ленинградского фронта – на Карельском перешейке – павшие воины тоже терпеливо ждут своего часа. Может в этом овраге, похожем на противотанковый ров? Или в этой яме, которая могла быть стрелковой ячейкой? О кровопролитных боях 44-го напоминают лишь одиноко стоящие памятники посреди леса. На этом месте погиб дед Кирилла Селенкова – сержант с говорящей фамилией Полковников. Но судьба распорядилась иначе. На табличке – письмо, в котором боевые товарищи сообщают родственникам о гибели своего командира: «Ранен тремя пулями: в голову, другая в живот, еще одна в грудь».

«Мы знали примерно, потому что этим делом занималась еще моя мама. Были какие-то ответы из военкомата. Примерный участок был назван, что где-то под Рощино. И не больше. Я теперь езжу и вожу свою семью – детей, внуков – именно на это место, потому что память не должна померкнуть и нельзя этого забывать», – объяснил житель Петербурга, внук А. М. Полковникова Кирилл Селенков.

Отыскать место последнего боя сержанта Алексея Полковникова помог поисковый отряд «Озерный». Вот уже больше 10 лет Сергей Загацкий возвращает из небытия солдат. А началось все с этой братской могилы, в которой покоятся более 600 человек. Среди небольших надгробий с именами – в углу, будто прячется, табличка. Это письмо. Прочитав которое, ком подступает к горлу.

«Меня это письмо впечатлило еще в детстве. У меня в 90-х годах родители здесь купили дачу неподалеку. Мы мальчишками здесь на велосипедах катались. Я ничего про эти места не знал, про бои здесь. Ну да, проезжал, братская могила. Но это письмо так выбивалось из привычного ряда памятников, оно настолько было ни на что не похожим, настолько трогательным, что оно засело глубоко где-то в подсознании», – сказал командир поискового отряда «Озерный» Сергей Загацкий.

Письмо безутешного отца на могиле погибшего сына появилось еще в 60-х. Со временем выцветшие краски не раз обновляли – так и получилось, что танкист Николай Фатеев стал Фадеевым. Теперь эти пронзительные строки увековечены в металле – как символ человеческого горя. А дальше произошло то, что поисковики считают чудом.

Сверив два архивных документа, где указано место гибели танка Т-60, поняли – в боевой машине 12 июня 44-го погиб не только Николай Фатеев. Но и Юрий Харитонский, имя которого, судя по всему, тогда затерялось в списках погибших.

«Вот здесь у нас есть фрагмент того самого танка Т-60, буксировочный трос его. Он долгое время торчал из-под дерева в лесу. Он перебит взрывом. Было видно, что танк погиб здесь на этом самом месте. Оттуда по дороге этой была направлена разведгруппа на легких танках Т-60 с целю разведать финскую оборону, которая находится в 200 метрах», – отметил Сергей Загацкий.

Фатеев и Харитонский стали первыми жертвами битвы при Куутерселькя. Это забытое сражение все еще «идет» в лесах под Рощино. Время будто застыло.

К 1944 году, если говорить на языке военных, фины основательно окопались. Они выстроили мощнейшую систему обороны – так называемую линию VT, которая протянулась от Финского залива до Ладожского озера. Это восстановленная финская траншея, из которой противник вел яростный огонь по позициям красноармейцев. Вот как раз одна из таких огневых точек. Но спустя три дня кровопролитных боев Карельский вал все-таки был взломан.

Бетонные развалины – как свидетельство накала той войны. Бронеколпаки, бомбоубежища. За укрепленными траншеями – ряды колючей проволоки, минные поля, и противотанковые надолбы, которые, словно зубы дракона, спустя 80 лет все еще торчат из земли.

«Более того, дистанция отсюда до траншеи предполагает, что из траншеи докинуть сюда гранату можно, а вот когда ты лежишь, из лежачего положения туда гранату не забросишь. Чтобы ее бросить, надо встать. Встанешь – получишь пулю. Дальше фланговый пулеметных гнезд. Все было очень грамотно продумано и пристреляно, заранее продумано направление установки пулеметов», – объяснил член поискового отряда «Озерный», исследователь фортификационных сооружений Сергей Урванцев.

Битва в июне 44-го стала без преувеличения поворотной в хронике Выборгской наступательной операции. И сколько еще солдатских историй хранит Ленинградская земля – до конца неизвестно.

Но благодаря работе поисковиков, подвиг, пропавший в болотах, словно птица Феникс, возрождается на глазах и обретает славу.

Помните, в урочище Липовик-Дубовик под Киришами обнаружили медаль «За отвагу»? Пока мы снимали этот сюжет, удалось вернуть из забвения имя бойца и почти сразу найти и его родственников. Григорий Чередников. Пал смертью храбрых в бою осенью 43-го.

Потомки сержанта Чередникова по-прежнему живут в Удмуртии, откуда в июне 41-го он ушел на фронт. Все это время внуки были уверены, что их дед погиб под Тверью. И вот спустя 80 лет солдат наконец вернется домой.

«Чтобы сходить и возложить цветы, мы хотим похоронить все-таки его в своем районе в Удмуртии. Я просто благодарна поисковикам и слез не могу сдержать. Столько работы проделано, я столько информации сейчас узнала», – сказала жительница Ижевска, внучка Григория Чередникова Надежда Маргасова.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

01:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025