Как правильно передать имущество в пользование и управление муниципалитетам
Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью определяется представительным органом муниципального образования. Соответственно, именно на уровне муниципального образования определяется перечень субъектов и случаев, когда муниципальное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование.
Напомним, что в тех случаях, когда получателем имущества выступают хозяйствующие субъекты (ИП, коммерческие организации, а также НКО, осуществляющие приносящую доход деятельность, и пр.), при передаче имущества необходимо соблюсти требования антимонопольного законодательства. По общему правилу договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключаются только по итогам проведения конкурсов или аукционов. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен п. 1 - 17 ч. 1, 3.1 - 3.6, 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции.
Однако если ссудополучатель (например, НКО) не осуществляет приносящую доход деятельность (то есть не является хозяйствующим субъектом), то требования ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на него не распространяются и договор безвозмездного пользования (ссуды) может быть заключен без проведения конкурсных процедур (п. 7 письма Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2009 № ИА/4770).
Если же орган местного самоуправления намеревается предоставить имущество в безвозмездное пользование конкретному лицу, не подпадающему под установленные законом исключения, такое действие с большой долей вероятности будет квалифицировано как предоставление муниципальной преференции. По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 19 Закона № 135-ФЗ, предоставление преференции осуществляется только с предварительного согласия антимонопольного органа (решение УФАС по Краснодарскому краю от 24.03.2022 № 023/03/19-1576/2022).
Таким образом, органы местного самоуправления не могут устанавливать случаи предоставления муниципального имущества конкретному лицу в безвозмездное пользование произвольно и без ограничений. Передача имущества в таком случае возможна либо лицам, подпадающим под исключения, установленные Законом № 135-ФЗ, о чем мы говорили выше, либо в порядке предоставления муниципальной преференции, что потребует соблюдения специальной процедуры.
Предоставление муниципального имущества в обход торгов конкретным лицам, не подпадающим под перечень исключений, и без предварительного согласия антимонопольного органа является нарушением антимонопольного законодательства, что может повлечь за собой наступление негативных последствий. Например, выдачу антимонопольным органом предписания о принятии мер по возврату имущества (решение УФАС по Республике Хакасия от 24.08.2015 № 20-А-15, решение УФАС по Республике Хакасия от 28.12.2015 № 68-А-15), а также административную ответственность для виновных должностных лиц органов местного самоуправления по ст. 14.9 КоАП РФ (постановление УФАС по Республике Алтай от 23.04.2021, постановление УФАС по Курской области от 27.02.2018 № 02-09-15-2018).
Следует особо отметить, что предоставление публичного имущества без торгов или преференций недопустимо не только путем прямого заключения договора безвозмездного пользования, но и через иные схемы, фактически приводящие к бесплатному использованию имущества. Например, заключение договора аренды с последующим систематическим прощением долга по арендной плате может быть квалифицировано судом как притворная сделка, прикрывающая безвозмездное пользование. Подобные действия наносят прямой ущерб бюджету и нарушают публичные интересы (постановление Шестого ААС от 11.04.2023 по делу № A73-17910/2022).
