Какие сокровища в этом сезоне привезли в Петербург сотрудники Кунсткамеры
У витрин в Кунсткамере так же многолюдно, как и несколько веков назад. Впрочем, постоянная экспозиция музея – только верхушка айсберга: не менее интересные ценности хранятся за пределами выставочных залов. Екатерина Белякова провела почти два месяца за 12 тысяч километров от Петербурга – на острове Новая Гвинея. Домой исследовательница вернулась с удивительными предметами будто времен путешествий Миклухо-Маклая. Эти ножи, например, сделаны из кости птицы-убийцы казуара.
«Для разделывания плода, который имеет достаточно твердую сердцевину и вот такими движениями нужно удалять. Поэтому в каждом доме есть такой инструмент. А у вас в руках кинжал, то есть это оружие боевое», – младший научный сотрудник Отдела Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Екатерина Белякова.
Петербурженка бок о бок жила с племенем короваи – это этническая группа поселилась в труднодоступных тропических лесах и вплоть до 80-х годов прошлого века не контактировала с чужаками.
Короваи – умелые охотники, но равновесие их мира полностью зависит от саговой пальмы. Крахмал из ее ствола употребляют в пищу, старыми листьями покрывают крыши домов, а из молодых – женщины изготавливают юбки. Все необходимые материалы короваям дает лес. Даже жилища они строят на деревьях. Похожая на авоську сетчатая сумка, сплетенная из луба дерева, только на вид кажется хлипкой.
«Это очень прочный материал. Могут служить для переноски не только личных вещей, но и дров, поросят, собак, носят в них, младенцев. И даже маленьких детей, которые уже достаточно крупные», – сказала младший научный сотрудник Отдела Автралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Екатерина Белякова.
Последние 15 лет Екатерина изучает традиционную культуру папуасских народов Новой Гвинеи и то, как она меняется. Сегодня многие носят обычную одежду, на дальние расстояния передвигаются на моторных лодках. Однако новые способы и средства лечения болезней доступны далеко не всем.
«Если говорить про зубную боль. Это просто попытка пережечь тройничный нерв, чтобы избавиться от этой боли. У многих людей на лице по ходу веточек тройничного нерва есть такие круглые шрамы, которые говорят, что человек мучался от зубной боли и пытался с этим бороться», – объяснила младший научный сотрудник Отдела Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Екатерина Белякова.
Ценные экспонаты с острова Новая Гвинея пополнят богатейшую коллекцию Кунсткамеры и станут частью будущей экспозиции Австралии, Океании и Индонезии.
Кунсткамеру по праву называют матерью всех музеев. Это первый публичный музей, основанный еще Петром Великим в 1714 году. Многие редкости и диковины русский царь привозил из своих зарубежных путешествий. Сегодня в экспозиционных залах выставлена лишь малая часть богатейшей коллекции – всего 10 тысяч экспонатов. Тогда как фонды музея насчитывают более миллиона предметов. Сегодня ученые Кунсткамеры продолжают следовать заветам Петра: собирать и коллекционировать. И не только исторические артефакты.
За научными находками впервые за 100 лет этим летом петербургские ученые отправились вглубь Сибири – в труднодоступную часть Восточных Саян, где затерялся не менее таинственный народ со сказочным названием – тофалары. Это самый малочисленный этнос в России – всего 700 человек, которые хранят свою тысячелетнюю историю. Как и века назад, традиционные лепешки там готовят на горячем песке.
«Лепешку готовили прямо на песке, разводили костер и выпекали непосредственно на песке. Отличается особым вкусом, нам удалось попробовать, некоторые местные жители до сих пор готовят. В костре готовят, некоторые заворачивают в бумагу, газету. У каждого своя технология. Мы фиксировали», – сказал заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Владимир Давыдов.
Летом раз в год тофалары из разных деревень, их всего три, собираются вместе. Строят чумы из бересты, устраивают многоборья. Это идеальное время, чтобы изучить местную культуру и узнать, во что играют дети, с чем охотятся на изюбря, и в чем сила кастырминских камней. Эти причудливой формы фигурки находят на берегу реки Кастырма. Тофалары считают их чуть ли не магическими.
«Кажется, что изготовлено людьми, будто вырезаны или слеплены из пластилина. Но это не пластилин, это камень. Формы очень разнообразные. Кто-то может увидеть людей, животных. Охотники носят их как талисман. И те, которые приносят удачу, они никому не показывают. То есть они с ними могут коммуницировать, разговаривать. Есть поверье, что подобный элемент может принести удачу», – сказал Владимир Давыдов.
Впрочем, и до Тофаларии дотянулась рука цивилизации. Традиционное оленеводство буквально на грани исчезновения, как и сами тафоларские олени – это один из самых крупных видов среди северных сохатых.
«Сильно сокращается поголовье оленей. Здесь нужно сохранять. Если сохраняется оленеводство, то сохраняется идентичность, лексика, язык, много предметов материальной культуры, связанных с оленеводством. Это то, на что нужно сейчас обратить внимание», – добавил Владимир Давыдов.
А вот в Арктике оленья тропа похоже не зарастет. Ненцы из общины «Ямб То», которые до 90-х годов жили в изоляции от общества, считаются лучшими оленеводами в Большеземельской тундре. Они круглый год кочуют по бесконечной арктической пустоши.
Татьяна вот уже 10 лет изучает народы и их ритмы жизни в Арктике. Помогают личные наблюдения и GPS-трекеры, которые, например, показали, что за день женщина вокруг чума нашагивает больше километров, чем мужчина, который уходит в тундру для выпаса оленей. Уклад жизни ненцев раскрывают и личные дневники, которые они ведут по просьбе ученых.
«Один из дней мы смотрим. 27 июля 2025 года. Маргарита Тайбарей заполняла этот дневник. Что было самым трудным сегодня в ее жизни? Она отмечает, что: «Выделка шкур в жару была самым трудным, так как они высыхают. Но я справилась. И очень много комаров. Это раздражает». Действительно, в июле очень много комаров и они мешают жить», – объяснила заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Татьяна Киссер.
Результаты путешествий этнографов Кунсткамеры лягут в основу научных статей и монографий. А те ценности, которые ученые привезли из разных уголков планеты, помогут им не только сохранить традиции и культуру этносов, но и нам самим стать к ним чуточку ближе.