Канал имени Москвы видит потенциал во внедрении в работу ИИ (интервью)
В настоящее время ФГБУ «Канал имени Москвы» не применяет искусственный интеллект или нейросети в повседневной деятельности, однако учреждение видит потенциал для интеграции элементов ИИ в систему «Речные информационные службы» (РИС). О планах учреждения и итогах работы за сезон навигации 2025 года в интервью старшему корреспонденту отдела инфраструктуры и технологий Агентства городских новостей «Москва» Ксении Ульяновой рассказал руководитель канала имени Москвы Олег Шахмарданов.
Ксения Ульянова (К.У.): Олег Юнусович, добрый день! Расскажите, пожалуйста, об итогах работы канала имени Москвы за сезон речной навигации в 2025 году, когда он завершится?
Олег Шахмарданов (О.Ш.): В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта, срок окончания навигации на Московском бассейне внутренних водных путей установлен 14 ноября 2025 года с возможностью продления до 17 ноября, в зависимости от решений этого ведомства. По состоянию на 5 ноября 2025 года, по внутренним водным путям Московского бассейна перевезено чуть более 3 млн пассажиров и прошло 70 тыс. 812 пассажирских судов. По каналу имени Москвы по состоянию на 10 ноября 2025 года прошло 11 тыс. 230 судов и перевезено 907 тыс. 128 пассажиров.
К.У.: Ожидается ли динамика пассажиропотока по сравнению с 2024 годом?
О.Ш.: Да, по прогнозам, ожидается положительная динамика пассажиропотока, что связано с улучшением качества услуг и увеличением интереса к водным путешествиям.
К.У.: Есть ли потенциал по увеличению судоходства?
О.Ш.: Вопросы плана перевозок пассажиров находятся в компетенции лиц, осуществляющих деятельность в данной области, то есть перевозчиков и операторов. От их совместной работы зависит пассажиропоток по внутренним водным путям в целом. При этом характеристики инфраструктуры внутренних водных путей канала имени Москвы вполне достаточны для перспективного увеличения интенсивности судоходств.
К.У.: Планируется ли увеличивать пропускную способность канала за счет строительства новых объектов или расширения каких-либо его частей, в том числе проведения ремонтов и других технических работ на инфраструктурных объектах канала имени Москвы в 2025–2026 годах?
О.Ш.: На данный момент пропускная способность ФГБУ «Канал имени Москвы» полностью соответствует требованиям, и в настоящее время строительство новых объектов или расширение существующих участков не планируется. Основное внимание сосредоточено на поддержании текущего уровня пропускной способности и улучшении эксплуатационных характеристик объектов. Однако ремонтные и технические работы на инфраструктурных объектах учреждения проводятся ежегодно, в том числе в 2025–2026 годах. Работы проводятся в порядке текущей эксплуатации. Также выполняются работы, предусмотренные федеральными проектами, такими как «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта» и «Развитие опорной сети внутренних водных путей», входящими в состав национального проекта «Эффективная транспортная система».
К.У.: Повлияют ли эти работы по ремонту и строительству на пропускную способность канала?
О.Ш.: Да, работы по ремонту и реконструкции инфраструктуры учреждения повлияют на пропускную способность положительно, так как они направлены на повышение надежности и эксплуатационной эффективности объектов.
К.У.: Ранее Российские железные дороги сообщали, что планируют строительство моста в Химках для высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Повлияют ли строительные работы на судоходство?
О.Ш.: Учреждение не занимается строительством мостов, а также не отвечает за их ввод в эксплуатацию. Что касается судоходства, то оно в районе строительства моста будет продолжаться в штатном режиме, без изменений.
К.У.: Олег Юнусович, давайте теперь поговорим о планах, которые ранее анонсировались. Например, заявлялось, что на Пестовском, Клязьминском и Химкинском водохранилищах, которые входят в акваторию канала имени Москвы, создадут сеть плавучих поселков и отелей. Развитием проекта займется российско-датская компания Houseboat. Что с этими планами?
О.Ш.: В настоящее время учреждение не планирует создание сети плавучих поселков и отелей на данных водохранилищах. Возможно, такие планы разрабатывались другими организациями, однако наше учреждение с ними не связано.
К.У.: В 2018 году сообщалось, что канал имени Москвы планировал построить собственное электросудно – хотелось бы узнать, возможно, планируется вернуться к разработке такого судна?
О.Ш.: Заказ на строительство электрических судов либо переоборудование судов технического флота на электрические в настоящее время не планируются.
К.У.: Также сейчас в информационной повестке часто звучат планы по развитию беспилотного транспорта, в том числе речного. Возможно, планируется начать разработку какого-либо беспилотного катера?
О.Ш.: В настоящий момент мы не планируем разрабатывать беспилотные суда, включая катера.
К.У.: Ну и напоследок, стоит задать вопрос о технологиях с применением искусственного интеллекта – использует ли канал имени Москвы ИИ или нейросети в своей работе?
О.Ш.: В настоящее время учреждение не применяет искусственный интеллект или нейросети в повседневной деятельности. Однако мы активно развиваем современные технологии для повышения эффективности работы. В рамках этого процесса в опытной эксплуатации находится система РИС. Она предназначена для обеспечения безопасности судоходства и диспетчерского регулирования на внутренних водных путях путем всесторонней цифровой оптимизации рабочих процессов сотрудников администраций бассейновых управлений и филиалов, а также автоматизации предоставления путевой информации судоводителям и другим заинтересованным сторонам при помощи современных интерактивных сервисов и каналов связи. Главным достоинством системы является ее основа, представляющая собой ядро для интеграции различных профильных подсистем. В будущем существует потенциал для интеграции элементов ИИ.
