Катар закрыл воздушное пространство из-за конфликта на Ближнем Востоке

Катар закрыл воздушное пространство из-за конфликта на Ближнем Востоке

Катар временно закрывает свое воздушное пространство из-за эскалации ирано-израильского конфликта. Пока не известно, как долго продлятся ограничения и как они скажутся на туризме. О возможных последствиях эксперты рассказали Profi.Travel.

«В рамках обязательств Государства Катар по обеспечению безопасности своих граждан, резидентов и посетителей компетентные органы объявляют о временной приостановке движения в воздушном пространстве страны. Это часть комплекса мер предосторожности, принятых в связи с развитием событий в регионе», — цитирует сообщение катарского МИДа РБК.

По словам генерального директора компании Space Travel Артура Мурадяна, временное закрытие воздушного пространства Катара, особенно без четких сроков, нанесет значительный ущерб пассажиропотоку Qatar Airways, учитывая ее роль ключевого транзитного перевозчика. По его словам, нужно понять, что будет с людьми, чьи рейсы запланированы на ближайшее время и не только, как долго небо останется закрытым. Рейсов между Россией и Катаром не так много, но их активно используют в качестве стыковочных для полетов в другие страны.

«Рейс Qatar Airways вылетел сегодня из Шереметьево в Доху с часовым опозданием — в 18:02 вместо 17:05. Я не знаю, где они сядут. Закрытие неба над Катаром, если оно продлится, скажется на перелетах. Qatar Airways наряду с Emirates, Etihad, Flydubai являются основными транзитным перевозчиками во многие страны через ближневосточное окно, — пояснил Profi.Travel генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. — Поэтому, конечно же, не хотелось бы, чтобы Катар закрыл небо на долгий срок. Но если это делают, наверное, есть какая-то информация. Но, полагаю, они не могут быть целями для ударов, несмотря на наличие базы ВВС США. Только если кто-то хочет развязать третью мировую войну. Но, честно говоря, я не очень верю такое развитие событий».

«Мы получили информацию, что воздушное пространство Катара закрыто на два часа. Пока есть только такая информация. Наш рейс в пятницу, будем смотреть по ситуации», — прокомментировал руководитель офиса Kazunion Touroperator by Rustar в Москве Николай Катасонов. Ранее туроператор сократил чартерную программу в Катар с двух вылетов в неделю до одного, поставив более вместительный борт.

При этом, как сообщают СМИ, Иран выпустил несколько ракет по американским военным базам на Ближнем Востоке, в том числе — не менее 10 по Катару.

Как стало известно в момент написания материала, Росавиация обновила указания (NOTAM) для российских эксплуатантов воздушных судов. Авиакомпаниям предписано не выполнять полеты в воздушном пространстве Израиля, Иордании, Ирака, Ирана и Катара.

В туротрасли обсуждают дальнейшую судьбу нового определения турпродукта, вокруг которого было столько споров в последние несколько месяцев. В Госдуме находятся сразу два законопроекта, которые предлагают изменить это понятие — один на втором чтении, другой — готовится к первому чтению. При этом определения турпродукта они предлагают кардинально разные. Как рассказали Profi.Travel участники рынка, есть опасение, что из-за этих различий в итоге не примут ни один. А это чревато снижением прибыли компаний и финансовой устойчивости всей сферы внутреннего и въездного туризма.

Зачем вообще менять понятие «турпродукт»?

С этого года новые налоговые правила сделали рентабельность множества локальных туроператоров, работающих во внутреннем туризме, а также компаний, принимающих иностранных туристов, близкой к нулю. Снижение предельной суммы дохода, которая дает право применять упрощенный налоговый режим, фактически полностью лишило некоторых участников рынка прибыли.

«С 1 января те компании, чьи доходы превышают 60 млн рублей, должны платить налог 5%, а те, у кого больше 250 млн рублей, — 7%. У многих эти новые налоги попросту „съели“ всю прибыль, их бизнес стал нерентабельным, — поясняет председатель экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Николай Литаренко. — И вроде бы здесь есть решение: туроператоры по внутреннему и въездному туризму могут претендовать на освобождение от НДС. Но вот у нас закончились налоговые проверки за 1 квартал, и многие туроператоры получили штрафы и пени за то, что не заплатили налог».

Юрист пояснил: они считали, что продают турпродукт и вправе претендовать на льготу, однако Налоговая с ними не согласилась. «На мой взгляд, это патовая ситуация: государство дало туроператорам меру поддержки, но они не могут ею пользоваться из-за определения турпродукта, которое не отражает реального положения дел во внутреннем и въездном туризме», — отметил он.

Негативные последствия для рынка уже есть

Туроператоры подтверждают: эта ситуация уже привела к печальным последствиям. «Мы сейчас не можем воспользоваться льготой по НДС, которая для нас же и принималась, — подчеркнула гендиректор туроператора «Тари-Тур» Марина Левченко. — Отели могут обнулять налог, а туроператоры вынуждены платить 5-7% и даже 20%, и это крайне не логично в рамках концепции поддержки и развития туризма внутри России. Вот мы сейчас сдали первые квартальные отчеты за 2025 год — и прослезились, потому что поняли: Россия стала неконкурентоспособной».

Эксперт пояснила: туроператоры, специализирующиеся на приеме туристов из-за рубежа, в большинстве своем работают на «упрощенке» — турпоток в РФ после ковида так и не восстановился до прежних объемов. И новые налоговые правила сейчас не дают им зарабатывать. Выход только один — поднимать стоимость тура. «Если раньше для иностранного туриста 10-дневный тур с посещением Москвы и Санкт-Петербурга стоил 1000-1500 долларов, то теперь — 1800-2000. Здесь, конечно, сложилось много факторов: и дорожающие постоянно авиабилеты, и курс, но нагружать самый незащищенный сегодня на нашем рынке въездной туризм еще и непосильной налоговой нагрузкой, по-моему, — уже чересчур», — посетовала она.

Марина Левченко добавила: для въездной сферы определение турпродукта как размещение плюс перевозка от места проживания к месту отдыха — нонсенс. Иностранные туристы не приобретают у российских компаний авиабилеты. «Безусловно, это понятие надо менять, чтобы мы могли продолжать работать», — отметила она.

«Четкое определение понятия «турпродукт» имеет значение для исчисления налогооблагаемой базы НДС, которое стало особенно важным с этого года для множества туроператорских компаний, — подтвердил гендиректор туроператора «Вокруг света» Александр Гагарин. — Освобождение внутреннего и въездного турпродукта является положительным фактором, стимулирующим развитие этих направлений. С другой стороны, неверное толкование самого понятия сводит на нет все эти усилия. Принятие новой формулировки позволит снять нагрузку с бизнеса, ориентировать бизнес на развитие важных направлений и, конечно, предотвратить неоправданный рост стоимости услуг для потребителя».

Правда, как добавляют другие участники рынка, тут возникает другая проблема: если расширить понятие «турпродукт», компаниям придется передавать в «Электронную путевку» во много раз больше данных, чем сегодня. Но этот вопрос, по мнению Александра Гагарина, необходимо обсуждать с регулятором отрасли и законодателями.

С его точки зрения, применение ЭП для внутреннего и въездного туризма в целом показало свою неэффективность в достижении поставленных целей. «Резонно освободить эти виды туризма от передачи данных в систему «Электронная путевка», при этом рассмотреть иные механизмы гарантий надежности внутренних туроператоров. Современные 500 тыс. рублей страхового обеспечения давно перестали выполнять роль гарантий», — говорит он. Это, конечно, не поменять за один день. «Но уже сейчас возможно поднять вопрос о сокращении объема данных, вносимых в ЭП по внутреннему туризму», — полагает эксперт.

Законопроекта два, эффекта — ноль?

О проблеме стало известно 15 мая, когда в Госдуму был внесен второй законопроект, цель которого — модифицировать понятие турпродукта. Вот только нем снова оказалось все то, что уже так напугало рынок ранее: под турпродуктом во внутреннем и въездном туризме там предлагается понимать размещение в комплекте с любой туристической услугой. Включая питание или такси из аэропорта, от вокзала. Ранее отрасль уже выражала свой протест: по мнению 100% турагентов и части туроператоров, эта формула способна убить или, как минимум, увести в тень всю туристическую розницу.

Минэк предлагает внести поправки ко второму чтению в еще один законопроект, содержащий в себе изменение других базовых определений, который уже прошел первое чтение в ГД. В документе указана следующая формулировка: размещение плюс перевозка либо — экскурсионное обслуживание или услуги гида, гида-переводчика, инструктора-проводника.

«Действительно, сейчас мы наблюдаем прохождение двух законодательных инициатив, направленных на актуализацию понятия туристского продукта во внутреннем и въездном туризме, — говорит Николай Литаренко. — Хочу подчеркнуть, что РСТ совместно с регулятором потратил много времени на доработку этого законопроекта, понимая, что отрасли необходимо точечное, взвешенное решение. Мы видели, что расширенное понятие турпродукта, в которое попадает любая туристическая услуга, будь то трансфер или заказ питания, сразу вызывает на рынке сопротивление и ощущение, что при разработке проекта выслушали не всех участников. Сильный общественный резонанс дает понять: представители турбизнеса подобную инициативу поддержать не смогут. Мы проанализировали все за и против и, на мой взгляд, нашли оптимальное решение».

Юрист добавил: та законодательная инициатива, которая внесена Минэкономразвития, предполагает также переходный период: например, турпродукты, соответствующие новому определению, можно будет вносить в «Электронную путевку» только спустя полтора года, регистрировать новый статус — тоже можно будет не сразу. По его словам, это позволит подготовиться тем участникам рынка, которые сегодня не могут оперативно перестроить свою работу. «При этом льготу можно будет получить немедленно», — подчеркнул он.

В РСТ также напомнили, что менять понятие «турпродукт» предполагается только для внутреннего и въездного туризма. В сфере выездного оно останется прежним, поскольку в этой сфере полностью соответствует действительности.

Поможет ли это справиться с нелегальными авторскими турами?

В РСТ полагают, что еще один эффект от изменения определения турпродукта для поездок по России — это контроль над создателями так называемых авторских туров, которые сегодня зачастую играют не по правилам.

«Принятый 436 закон передает часть полномочий по контролю и надзору регионам — например, за звездностью отелей. Сегодня на различных совещаниях все чаще звучит идея передать им и надзор за деятельностью компаний, которые организуют авторские туры. Однако при существующем определении турпродукта это ничего не изменит: как правило, перевозки в их продукте нет. А вот если мы будем понимать под турпродуктом и размещение плюс экскурсионное обслуживание или услуги гида, гида-переводчика, инструктора-проводника, тогда регионам проще будет их вычленить», — считает Николай Литаренко.

По его мнению, тогда эти компании, сегодня в большинстве своем работающие в нелегальном поле, войдут в реестр туроператоров. А это, в свою очередь, создаст для всех игроков рынка паритетные условия и устранит создавшуюся сегодня нездоровую конкуренцию. Лишившись возможности переманивать у добросовестных компаний клиентов за счет разницы в финансовой нагрузке, организаторы авторских туров начнут работать на общих со всеми условиях.

Александр Гагарин продолжает мысль: некоторые турагенты сегодня фактически подменяют собой туроператоров на рынке внутреннего туризма, что создает неравные условия конкуренции и увеличивает риски для потребителей. Он считает важным положение в проекте, которое исключает признание средства размещения туроператором, если оно напрямую предоставляет своим гостям дополнительные услуги из предложенного списка.

Эксперт также убежден, что закрепление четкого перечня услуг, составляющих турпродукт, приведет к выведению значительной части «серого» рынка в официальную сферу. Компании, занимающиеся так называемыми «авторскими турами», будут вынуждены привести свою деятельность в соответствие со стандартами, установленными Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Это, по мнению Александра Гагарина, положительно повлияет как на безопасность услуг, оказываемых этими участниками рынка, так и на выравнивание конкурентных условий.

Чего опасается туротрасль?

Ряд участников рынка полагают, что появление второго законопроекта, предлагающего изменить определение турпродукта, может привести к путанице в отрасли. И затормозить модификацию этого понятия в принципе. Что лишит туроператоров надежды на получение государственной поддержки и ухудшит и без того не слишком равновесное состояние во внутреннем и въездном туризме.

«Если отрасль сейчас снова бурно отреагирует на саму попытку модифицировать понятие «турпродукт», и этот вопрос будет решено отложить — до осени или еще дальше — это может привести к непоправимым последствиям. Часть компаний во внутреннем и въездном туризме просто не выживет без поддержки — уйдет с рынка. На мой взгляд, оптимальное решение здесь — поддержать те поправки, которые мы с Минэкономразвития дорабатывали в течение года, и дать бизнесу возможность работать», — заключил Николай Литаренко.

При этом есть и альтернативные мнения: от определения турпродукта нужно уходить в принципе. Туристическая отрасль должна регулироваться, но ставить регулирование в зависимости от набора услуг — странно и узко. В ресторане всё должно соответствовать санэпидем нормам, а не только рис в комбинации с тефтелями. В туризме почему-то именно так, отметил генеральный директор компании «Атом-С» Аркадий Рутман. «Я предлагаю в принципе пересмотреть подходы к регулированию рынка. Сейчас само понятие туроператора на внутреннем рынке превратилось в чемодан без ручки. Вроде быть им почётно, получить такой статус может каждый, но никто не хочет им быть. Льготу по НДС не получить, в ГИС ЭП по внутреннему рынку передаётся лишь малая часть. Туристы страдают, когда приобретают продукты у нелегалов, которые могут не выполнить свои обязательства... Поэтому в идеале — более решительно реформировать отрасль, например, уйти от понятия туроператора, и ввести «туристическая компания» (тут будет ссылка на вашу статью)», — сказал он.

Правда, вероятнее всего, такие глобальные изменения не предполагают оперативной перестройки. «Поэтому на данном этапе я поддерживаю расширение определения «турпродукта»— как первый шаг на пути к комплексному регулированию туристического рынка», — подчеркнул Аркадий Рутман.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

21:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025