Казначейство и Минфин России готовы к сбору данных в "Электронный бюджет"

Казначейство и Минфин России готовы к сбору данных в "Электронный бюджет"

Согласно Стратегической карте Казначейства России на 2022-2030 годы все процессы финансово-экономической деятельности к 2030 году будут обеспечиваться средствами единой цифровой платформы (Письмо Федерального казначейства от 30 июля 2025 г. № 13-02-01/21465), (Письмо Минобрнауки России от 22 августа 2025 г. № МН-17/1052). Мы уже рассказывали, что Федеральное казначейство приступило к разработке такой платформы, то есть к созданию единой системы автоматизированного бюджетного процесса, контроля и учета, путем автоматизации процессов исполнения и контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти. Контроль за расходованием бюджетных средств также будет обеспечиваться посредством единой системы.

В 2024 году Правительство РФ утвердило Концепцию технологической интеграции данных бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы федерального уровня на единой технологической платформе ГИИС "Электронный бюджет", а в марте 2025 года Федеральное казначейство и пилотное ведомство – Минобрнауки России разработали План мероприятий ("Дорожную карту") по переходу на представление подведомственными Минобрнауки бюжетными и автономными учреждениями данных бухгалтерского учета в единую технологическую платформу ГИИС "Электронный бюджет".

Перечень, состав и формат таких данных нормативно не определен. Однако цели реализации Концепции технологической интеграции предполагают исключение дублирования процедур сбора и обработки (обобщения) объектов технологической интеграции при соблюдении правил однократного ввода информации, технологического контроля за полнотой (корректностью) представляемых данных (технологического смарт-контроля), обработки (обобщения) информации в режиме реального времени средствами информационных ресурсов. Представляется, что имеющиеся в настоящее время в локальных информационных системах (в т.ч. 1С) данные, на основании которых может быть сформирована бухгалтерская отчетность конкретного учреждения, будут выгружаться в единую информационную (открытую) систему. При этом планируется, что в конечном итоге функции по формированию регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании переданных в единую систему данных будут формироваться посредством именно этой системы (ГИИС "Электронный бюджет").

В рамках Концепции Минфин России разработал порядок размещения указанной информации в системе для субъектов учета федерального уровня. Приказ от 29 августа 2025 г. № 120н сейчас находится на государственной регистрации в Минюсте России.

Размещение данных будет осуществляется в электронном виде посредством выгрузки / интеграции из бухгалтерской программы субъекта учета (центра учета – для централизованных федералов) в подсистему "Учет и отчетность" ГИИС "Электронный бюджет". Размещать данные учета в системе органы и учреждения начнут не одновременно, а поэтапно в течение нескольких лет.

Казначейство тем временем завершило настройку передачи данных организаций сервисным способом взаимодействия с модулем сбора данных подсистемы учета и отчетности ГИИС "Электронный бюджет". На официальном сайте ведомства в разделе ГИИС / Электронный бюджет размещена Инструкция по настройке 1С:БГУ для сервисного взаимодействия с модулем сбора данных подсистемы учета и отчетности (МСД ПУиО) ГИИС "Электронный бюджет".

Соответственно, начиная с версии 2.0.104 в программу 1С:БГУ 8 включен сервис взаимодействия с Единой бюджетной платформой. Пока сервис работает в тестовом режиме.

Приказ № 120н устанавливает следующую периодичность размещения / выгрузки учетных данных:

Размещение данных в ГИИС "Электронный бюджет" осуществляется в форме сводного документа бухгалтерского учета – так называемого документа интеграции. Его формирует бухгалтерская программа (в т.ч. 1С) на основании данных бухучета за соответствующий период.

При этом выгруженные за определенный период данные учета должны оставаться неизменными – внесение корректировок в регистры бухучета за этот период недопустимо (кроме оговоренных в Приказе № 120н случаев). Таким образом, периодичность выгрузки данных корреспондирует с запретом на проведение документов "задним" числом. Если первичный документ относится к уже выгруженному периоду (например, первая декада месяца), а поступает в учреждение 12 числа, то соответствующая операция должна быть включена в следующую оперативную выгрузку – за вторую.декаду. Соответственно, если поступление средств (оплата дебитора) не отражено в реестре доходов до выгрузки, на оперативную / отчетную дату в ГИИС не зафиксирован факт погашения задолженности, следовательно, имеет место дебиторская задолженность и контрагент числится в должниках.

Запрет на отражение "задним числом" документов, которые поступили после того, как данные бухгалтерского / бюджетного учета представлены внешним пользователям, касается не только федеральных учреждений. Данная норма планируется к закреплению с 2026 года для всех учреждений в Инструкциях по применению планов счетов к новым Стандартам по планам счетов бухучета госфинансов с альбомами типовых проводок.

Ответственность за идентичность данных, отраженных в документе интеграции, данным бухучета за период размещения несет главный бухгалтер (иное лицо, на которого возложено ведение учета и которое уполномочено на подписание отчетности) – он подтверждает соответствие данных своей УКЭП.

Еще один важный момент. Выгрузка предполагает абсолютное соответствие выгружаемых данных по счетам бухучета Единому плану счетов. Организованный в учреждении аналитический и / или управленческий учет с субконто шире, чем предусмотрено Единым планом счетов ПС (например, счет 106 КС, на котором учреждения аккумулируют капитальные вложения в объект строительства / реконструкции), не вписывается в унифицированный порядок ведения счетов...

То же касается и электронных первичных документов. Реализация Концепции технологической интеграции предполагает создание электронных первичных документов в структурированном виде. Попытка выгрузить в ГИИС неунифицированные и / или оформленные в самостоятельно разработанной учреждением системе электронного документооборота документы также будет безрезультатной.

Отметим, что согласно Методическим указаниям, утв. приказом Минфина России от 15 апреля 2021 г. № 61н, при формировании унифицированных электронных документов бухгалтерского учета, в том числе на бумажном носителе, допускается изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значимости показателей, включение дополнительных строк (подразделов), предусмотренных унифицированными формами электронных документов бухгалтерского учета, а также создание вкладных листов в целях удобства размещения и обработки информации. Иными словами, добавить дополнительно строку можно только в том случае, если аналогичная по содержанию (назначению) строка предусмотрена формой. Данное правило действует и в отношении добавления в документ подразделов. Иное вольное добавление строк или подразделов, а тем более целых разделов, приложений и граф, не допускается Приказом № 61н.

Электронные документы предполагают жесткую структуру, в том числе с учетом единых форматов выгрузки, для всех учреждений.

Мы и далее будем следить за государственной регистрацией Приказа от 29 августа 2025 г. № 120н. При наличии изменений информация о поправках будет размещена в нашей новостной ленте.

 

ГАРАНТ.РУ ГАРАНТ.РУ

15:06
37
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025