Кешбэк туристам и комфортная промышленная среда: член ОП о развитии регионов

Кешбэк туристам и комфортная промышленная среда: член ОП о развитии регионов

Возрожденная система туристического кешбэка, льготные путёвки для пенсионеров и школьников, популяризация необычных мест страны спровоцируют рост внутреннего туризма в России, уверен председатель Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов. По итогам форума «Сообщество» в интервью РАПСИ он также рассказал, кто такие социальные архитекторы и причем здесь общество, переставшее быть ведомым.

– Андрей Николаевич, как обеспечивается устойчивость развития регионов в условиях глобальных изменений?

– Устойчивость регионального развития зависит от множества факторов, начиная с качества структуры и динамики развития региональной экономики и заканчивая качеством управления территориями и моделями координации действий между уровнями публичной власти. За последние двадцать лет наши регионы прошли серьезный путь по очень многим вопросам обеспечения устойчивости.

Что касается экономического развития, то надо сказать, что в течение почти всего двадцатилетия мы идём по пути поиска вариантов избавления от сырьевой зависимости не только страны в целом, но и отдельных регионов. С 2014 года, когда началось санкционное давление, мы вынуждены были обратить внимание на развитие собственного производства. Это привело к импортозамещению многих товаров и, вопреки ожиданиям наших недругов, способствовало диверсификации экономики ряда регионов России. В результате некоторые регионы смогли занять новые экономические ниши.

Сегодня, помимо импортозамещения и реиндустриализации, или, как мы говорим, обеспечения технологической независимости, все большее внимание во многих регионах уделяется развитию креативных индустрий. Это переход к так называемой третичной экономике, которая фокусируется не просто на услугах, а на творческих услугах и творческом развитии. Такой подход позволяет при ограниченных материальных затратах добиваться прорывных решений и создавать новые сервисы и продукты, которые при относительно ограниченных затратах будут полезны людям и экономически эффективны для развития конкретного региона.

– Какие тренды развития выявлены за прошедшие 20 лет?

– Трендом последних 20 лет в региональной политике России стало выравнивание уровня развития различных регионов и улучшение их инфраструктуры — социальной, коммунальной и транспортной. Значительную роль в этом процессе сыграли национальные проекты, которые были запущены 20 лет назад, в 2005 году. Начиная с 2018 года, новая волна национальных проектов продолжает развивать инженерную, транспортную, образовательную и медицинскую инфраструктуру в разных территориях страны.

Сегодня регионы становятся более связанными. Если еще 5-10 лет назад основная масса авиаперевозок осуществлялась через Москву, то теперь многие маршруты проходят напрямую между регионами. Это стало реальностью благодаря усилиям по развитию инфраструктуры.

Важной задачей на сегодняшний день является поддержание стимулов для развития крупных агломераций, которые обеспечивают наибольшие экономические эффекты, при этом необходимо избегать обезлюдивания и ослабления инфраструктуры малых населённых пунктов, сельских территорий и малых городов. В этой связи особое внимание уделяется реализации стратегии пространственного развития России, в рамках которой внедряется концепция опорных населённых пунктов.

– Как стратегии регионального развития должны адаптироваться к новым реалиям (ИИ, новые технологии)?

– Качество управления является ключевым фактором для успешного регионального развития. За последние годы в России сделаны значительные шаги по формированию новой генерации квалифицированных управленцев. Кадровые конкурсы, такие как «Лидеры России» и «Социальные архитекторы России», способствовали подготовке нового поколения управленцев, которые подходят к вопросам управления регионами и муниципалитетами с учётом современных тенденций.

Важным аспектом является выстраивание показателей эффективности для губернаторов, мэров и глав муниципалитетов. Цифровизация государственного и муниципального управления также играет значительную роль. Появление информационно-технологических инструментов для коммуникации между жителями и властями, а также для организации работы различных звеньев управленческой системы позволяет минимизировать затраты ресурсов и предоставлять гражданам более качественные услуги публичного управления.

– Какова роль социальных архитекторов в региональном развитии? Какова их роль в процессе формирования образа будущего страны и её субъектов в частности? И, пожалуйста, расскажите подробнее и простыми словами, кто это и как это?

– Социальный архитектор – это человек, который приходит в ситуацию, где, с одной стороны, представители власти, а с другой, – общественники, и помогает им найти общий язык, понять друг друга и начать действовать вместе.

Но ключевое слово здесь недаром «архитектор». Представитель этой профессии должен не просто помочь людям коммуницировать друг с другом, но предоставить им еще одну очень важную вещь – стратегическое видение того, как им идти к поставленной цели, какие шаги предпринимать последовательно для того, чтобы достичь результата.

Если классический архитектор строит здания от фундамента к коньку крыши, то архитектор социальный таким же образом реализует социальные проекты – от намерений к планам, затем к совместным действиям, и в итоге – к конкретным измеримым результатам.

Наше общество давно переросло роль ведомого, его активная часть все настойчивее требует и содержательного диалога с властью, и особенно расширения возможности участия в принятии ключевых решений, касающихся жизни как отдельных поселений и регионов, так и страны в целом. А также реализации этих решений и планов.

Можно говорить о назревшем социальном запросе на создание открытой системы взаимодействия власти и общества и о делегировании как минимум части задач социального характера от государственных структур общественным. Отчасти это уже происходит – в том числе в форматах инициативного бюджетирования, проектов формирования комфортной среды, инициатив по помощи участникам СВО. Но чтобы активизировать этот процесс, сохранив при этом его управляемость, нужно подключать к нему профессионалов – тех самых социальных архитекторов.

– Как сейчас продвигается работа программы мастер-планов городов? Появился ли у этого документа правовой статус?

– В последние годы в России был найден интересный и свежий инструмент управления территориями — мастер-план. Этот документ сочетает в себе элементы территориального планирования, задавая общие рамки для застройки и обеспечения инфраструктуры, а также представляет качественный аналитический материал, который выявляет тенденции развития и определяет видение будущего территории. Мастер-планы помогают понять, в каком направлении может развиваться тот или иной город, какие ресурсы для этого потребуются, а также какова будет структура экономики и социальной сферы.

Первые мастер-планы были разработаны в пилотных городах, начиная с Перми. В последние два года они появились в ключевых городах Дальнего Востока и Арктической зоны России. Президент поставил задачу о создании мастер-планов для всех крупных городов страны, где их ещё нет. В настоящее время ведётся поиск адекватной нормативной базы для этого процесса.

На протяжении почти двух лет обсуждаются различные варианты закона, который определит структуру и статус мастер-плана в системе стратегического территориального планирования. Ожидается, что в этом году будет представлена согласованная версия документа, которая пройдёт публичное обсуждение и, надеемся, будет принята. Это позволит городам создавать мастер-планы на надёжном правовом фундаменте.

– Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы сохранить и приумножить интерес россиян к путешествиям по своей стране? Связан ли этот вопрос с развитием регионов?

– Для дальнейшего развития внутреннего въездного туризма в Российской Федерации необходим комплекс системных действий. С одной стороны, требуется уделить больше внимания продвижению нашего культурного наследия, выявлению культурных и туристических брендов, а также поиску уникальных особенностей каждой конкретной территории, обладающей туристической привлекательностью и перспективами. В этом направлении мы активно работаем на национальной платформе культурных и туристических брендов "Живоенаследие.рф". За последние два года мы запустили и провели крупные национальные конкурсы, такие как "Культурные сокровища глазами молодых" и "Город в деталях: живое наследие". В первом конкурсе мы стремились выявить новые туристически привлекательные места в стране с точки зрения молодого поколения, а во втором — обнаружить небольшие, но значимые детали городской среды, которые могут стать точками роста для развития территории и привлечения туристов при должном внимании, реализации соответствующих проектов и популяризации социальных инвестиций.

Внимание к нашему культурному наследию, территориальный маркетинг и продвижение необычных мест на туристическом рынке — это ключевые факторы, которые могут значительно повысить интерес граждан к путешествиям по родной стране. Второе важное направление — это улучшение туристической инфраструктуры, включая качество обслуживания в отелях. Необходимо стремиться к новому уровню сервиса и возможности удешевления услуг без снижения их качества.

Для достижения этих целей требуется активная государственная финансовая поддержка. Вложения со стороны государства должны быть четко сфокусированы, оценены и проконтролированы на всех этапах реализации.

Также следует обратить внимание на транспортную инфраструктуру, которая традиционно занимает не менее 40% стоимости путешествия. Важно развивать автомобильные и авиационные маршруты, несмотря на существующие ограничения, вызванные дефицитом бортов. Не менее актуальным является развитие речного водного транспорта. Нам необходимо возобновить производство водных судов, которые в советские времена активно связывали различные регионы нашей страны.

К сожалению, сегодня путешествие даже по близлежащим территориям — это счастье, доступное далеко не всем нашим согражданам. Большие семьи с множеством детей часто сталкиваются с тем, что доход на душу населения оказывается ниже среднего. Пожилые люди, вышедшие на пенсию, также имеют ограниченные финансовые возможности и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства для того, чтобы иметь возможность путешествовать.

В этой связи стоит рассмотреть возрождение таких инструментов, как туристический кешбэк или льготные путёвки для пенсионеров, которые хотят, как, например, в Китае, путешествовать, имея для этого дополнительную финансовую поддержку со стороны государства.

Речь можно вести и о культурно-образовательном туризме для школьников в период каникул. Это то, для чего государство, на мой взгляд, также должно находить возможности финансовой поддержки.

– Какие инициативы в сфере регионального развития, местного самоуправления Ваша комиссия планирует продвигать в ближайший год? Каких изменений в субъектах ожидать в следующие несколько лет?

– На протяжении последних лет мы уделяем большое внимание развитию городской среды. Наши города кардинально изменили свой облик и внутреннее наполнение благодаря новому качеству среды, которое дало импульс молодым людям для творческих находок и создало пространство для развития креативных индустрий. Однако мы понимаем, что комфортная городская среда часто заканчивается у заводской проходной, особенно в условиях реиндустриализации и дефицита рабочих профессий в стране.

Часто мы дестимулируем развитие качественной среды внутри и вокруг предприятий. Одна из наших инициатив заключается в формировании комфортной городской промышленной среды. Мы считаем важным, чтобы при развитии жилых застроек в селитебных зонах одновременно предоставлялись предприятиям стимулы и мотивация для улучшения окружающей среды.

Это касается не только прогулочных или туристических улиц, но и внутренней среды самих предприятий. В этом смысле наша комиссия в Общественной палате России готовит целый пакет предложений и надеется активно продвигать эту тему.

Конечно, ресурсом для развития территории является сохранение нашего культурного наследия и его дальнейшее развитие. Мы должны говорить не только о сохранении, но и о том, как на его основе создавать что-то новое, творчески развивать это наследие и формировать продукты креативных индустрий. Совсем недавно с участием экспертов двух комиссий Общественной палаты — нашей и Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора — в одном из российских городов была разработана первая городская концепция креативного развития. Речь идет о концепции креативного развития города Череповца, что является прецедентом на городском уровне. На региональном уровне уже появились несколько стратегий креативного развития, но сегодня стоит задача найти новые точки роста в каждом российском регионе, основываясь на поддержке творческой энергии жителей.

Уже была поднята тема цифровизации и новых цифровых инструментов, способствующих развитию территорий. В этом направлении мы активно ищем интересные решения и распространяем лучшие практики. Например, совсем недавно обсуждали использование такого инструмента, как цифровой двойник города. В отличие от сервисов видеоаналитики или видеонаблюдения, цифровые двойники уже внедрены в Москве, Казани и нескольких других городах. Это позволяет существенно экономить ресурсы на поездки на включённые наблюдения со стороны руководителей городов и муниципальных служащих. В режиме реального времени можно отслеживать и анализировать, что сделано, а что еще требует внимания по конкретной точке на карте России. Поиск современных решений такого рода является одним из приоритетов как регионального развития, так и деятельности нашей комиссии и самой Общественной палаты.

 

РАПСИ РАПСИ

17:05
12
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025