Кировские политики нашли смысл в «социальной архитектуре»

Кировские политики нашли смысл в «социальной архитектуре»
«Что это такое?»

Напомним, название, но не смысл, нового правительственного проекта «Социальная архитектура» (СА), на который в казне нашлись 150 миллионов рублей, впервые прозвучало 13 ноября на публичных слушаниях проекта облбюджета-2026. Но лишь один Альберт Бикалюк из двухсот собравшихся «слушателей» обратил внимание на «странное словосочетание» и бюджетные траты, выходящие за границы программных расходов, уже привычно не поддающихся никакому финансовому контролю.

«Если брать отдельные слова, — рассуждал тогда Альберт Александрович, — «социальный» и «архитектура» — то оба они понятны. Первое — как «основанный на началах социализма», второе — «искусство и наука строить». Что они значат в словосочетании никто из руководства в «сером доме» объяснить не смог, пробубнив, что, мол, «программа рассчитана на подготовку управленческих кадров». А куда девать ИКУКО (АНО «Институт корпоративного управления Кировской области» - ред.) с теми же подготовительными функции и аппетитом в полмиллиарда рублей»?

«Фонд для политтехнологов»: версия из кулуарных бесед

Впрочем, долго терзать докладчиков неуместными вопросами Бикалюку не дали. Зато после, уже в «курилке», приватно и персонально пояснили, почему его мысли вслух утонули быстрее танка в трясине.

По версии одного из приближенных к руководящему пулу, «Социальная архитектура», если считать ее правительственным проектом, вероятно, не более чем фонд, аккумулирующий деньги на оплату работы политтехнологов к будущим губернаторским выборам.

Новая упаковка старых технологий

В более широком контексте «социальная архитектура» выглядит не региональным ноу-хау, а частью общероссийского тренда на переименование привычных политтехнологических практик. В 2025 году этот термин уже обсуждался на федеральных площадках, включая ПМЭФ, как «новый язык» работы с общественными настроениями — вместо прямого слова «политтехнологии», заметно утратившего респектабельность.

Само появление такого термина можно рассматривать как попытку легитимизировать управление общественными процессами через лексику развития и проектирования, а не через прямое признание политического влияния. В этой логике «социальный архитектор» — не столько создатель институтов и медиатор диалога, сколько все тот же конструктор электоральной лояльности, но в более нейтральной и управленчески корректной упаковке.

Любопытно, что публично губернатор Александр Соколов подхватил новшество. Так, например, в конце октября на круглом столе Экспертного института социальных исследований он представил «Социальную архитектуру» как инструмент для системной работы по двум направлениям: формированию образа будущего и реализации конкретных социальных проектов. Среди них губернатор назвал программы «Кадры», «Семья и дети», решение миграционного вопроса, а также проекты «дорожный миллиард», благоустройство дворов и популяризацию промыслов «Ворота Русского Севера». По словам Соколова, для этих проектов требуются «социальные архитекторы», работу которым, вероятно, оплатит бюджет.

Однако, если у подобного проекта отсутствуют публично обозначенные цели, критерии эффективности и понятный социальный результат, то главный вопрос к кировской «Социальной архитектуре» заключается даже не в слухах о выборах и персоналиях, а в том, почему за новое название старых инструментов предлагается заплатить 150 миллионов рублей из областного бюджета.

«Устранение Русских» как первый ход в предвыборной партии?

К этой же теме в середине декабря вернулся еще один источник из «серого дома». Его версия намекает о некоем «финансовом следе «СА»», который якобы прослеживается в истории «изгнания» Дмитрия Русских с должности советника главы кировского Правительства.

И это, возможно, можно считать как «первые признаки предвыборного старта и работы политтехнологов»:

«Дабы повысить свой избирательский рейтинг, особенно когда нечем похвастаться, ведь «свершения» и «привыкайте быть первыми» не идут дальше обещаний и фантазий, нужно принести кого-то в жертву. Обычно это большой чин, которого со скандалом отправляют в отставку, или посадка крупного жулика… Но, если выбирать кого-то из местных, оставив костромских, равно как и премьера Михаила Сандалова, в «неприкасаемой зоне», то выходит всего пара персон: два Дмитрия — Курдюмов и Русских».

«Первого не снесешь, не потому, что чист и идеален, а от того, что заменить пока не кем. Зато второй, если рассматривать как политика, еще с юности имеет «криминальный багаж». Ну и что, что за 20 лет кировчанам надоело читать и слушать про его «бандитские подвиги», но формально территорию зачистили от «скверны», так что оппозиции (читай КПРФ) придется прикусить язык», - рассуждает источник.

А может, это был просто сговор?

На вопросы Newsler.ru о том, что версия, имея право на существование, все-таки прихрамывает на обе ноги (Русских сам сложил полномочия, а до выборов ещё далеко), собеседник пояснил: он не исключает, что это могли быть просто «совместные договоренности».

Например, после публичной критики Дмитрий Михайлович, будто бы обидевшись, как гуру эсеров сработает на то, чтобы обеспечить «Единой России» максимальный приток голосов избирателей.

Альтернативная версия: «Ушёл в оборону», почуяв угрозу

Кстати, по мнению другого политика, уход Дмитрия Русских из кировского Правительства он связал бы с тем, что, возможно, по своим каналам Русских узнал о столичном дамокловом мече, нависшем над кем-то из регионального руководства и «ушел в глубокую оборону»:

«У меня появилось это ощущение, когда вспомнил как с начала 2016 года Дима стал рьяным противником Никиты Белых (экс-губернатор Кировской области - ред.). И потом выяснилось - он знал, что скоро у Никиты начнутся большие неприятности».

Русских: «Служить бы рад — прислуживаться тошно»

Однако Дмитрий Русских сказал, что даже дискутировать на эту тему не желает:

«Я никогда не держался ни за мандат (депутат ЗакСа, сдал в марте — Е.Ю.), ни за фракцию, ни за бесплатную работу в Правительстве. О программе «Социальная архитектура» и ее задачах — оплачивать работу политтехнологов — слышу впервые», - категорично ответил Дмитрий Михайлович.

И продолжил: «А про выборы отвечу: в Кирове «Справедливая Россия» всегда наступала на пятки единороссам, и в 2027-м результаты будут не хуже. И это абсурд, что собираюсь играть на стороне Соколова: его первые выборы, вероятно, финансировал Вексельберг под обещание концессионного соглашения».

«И в том, что у них падают рейтинги, виноват не Русских, а они сами. Как говорится, служить бы рад — прислуживаться тошно», — весьма сердито объяснил Дмитрий Михайлович, что не является ни «проектом губернатора», ни «жертвой политтехнологических игр».

 

Newsler.ru Newsler.ru

00:06
36
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025