Ключевые достижения в сфере цифровизации Республики Алтай по итогам 2024 года
Об авторе: Сергей Алымов, министр цифрового развития Республики Алтай
Информационная инфраструктура
Более 600 жителей малых сёл получили доступ к мобильной связи и Интернету в 2024 году по программе «Устранение цифрового неравенства 2.0». Современная мобильная связь, включая высокоскоростной доступ в Интернет, стала доступной жителям двух сёл, где проживает от 100 до 500 человек. В 2025 году планируется подключить еще два населенных пункта.
Всего за четыре года реализации проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0» современными услугами подвижной радиотелефонной связи обеспечено 37 труднодоступных и малонаселённых пунктов Республики Алтай с общей численностью населения более 12 тысяч человек.
Цифровое государственное управление
Госуслуги в Республике Алтай с каждым годом набирают всё большую популярность: ежегодно в электронной форме отрабатывается порядка 30 тысяч обращений граждан республики, поступающих через единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Это количество постоянно растёт и средний уровень удовлетворённости по таким услугам составляет 4,5 балла из 5, что является высоким значением; 2024 год не стал исключением.
По итогам 2024 года на ЕПГУ зафиксирована 168 381 подтвержденная учётная запись, что составляет 81% от численности населения региона, 80% учетных записей являются активными.
Сейчас в Республике Алтай в электронный вид переведено 92 массовых социально значимых услуги. И в 2024 году доля обращений в электронном виде за такими услугами составила более 52%.
Импортозамещение программного обеспечения
По итогам 2024 года органами исполнительной власти республики осуществлён полный переход на использование отечественных решений по большинству категорий программного обеспечения типовой деятельности: антивирусные средства, справочно-правовые системы, системы электронного документооборота, средства криптографической защиты, системы управления проектами и задачами и браузеры. В настоящее время доля импортонезависимости программного обеспечения типовой деятельности, рассчитываемая по методике Минцифры России, составляет 79%.
Осуществлён полный переход на использование отечественных средств защиты информации, используемых в составе систем защиты информации региональных государственных информационных систем.
Функционирование смарт-офисов МФЦ
В связи с развитием возможностей получения гражданами услуг в электронном виде перед МФЦ Республики Алтай была поставлена задача по созданию инфраструктуры адаптации граждан к новым цифровым технологиям. Для этого в офисах МФЦ появились рабочие места секторов пользовательского сопровождения (СПС).
Сектора пользовательского сопровождения — специально оборудованные рабочие места в МФЦ, где граждане могут самостоятельно оформить в электронном виде услуги на портале госуслуг и распечатать с портала документы, полученные в результате оказания услуг. Сектора оснащены сканирующими и печатающими устройствами, а также компьютерной техникой, позволяющей воспользоваться основными государственными интернет-ресурсами.
Консультанты СПС при необходимости обучают заявителей работе на ЕПГУ. В будущем это позволит пользователям экономить свое время и оформлять услуги самостоятельно, не выходя из дома. Обратиться в СПС могут граждане вне зависимости от места проживания.
За 2024 год жители воспользовались рабочими местами СПС в офисах МФЦ Республики Алтай при получении 23,5 тысячи услуг.
Мы будем в данном направлении работать и дальше — планируем открыть смарт-офис МФЦ, в котором граждане будут получать услуги исключительно в электронном виде.
Цифровая зрелость
Статус «цифровой зрелости» Республики Алтай, по пяти ключевым отраслям экономики, за последние четыре года демонстрирует положительную динамику. Так, например, по итогам 2020 года показатель составлял 54%, по итогам 2021 — 59,5%, 2022 — 64,38%, 2023 — 79,95%. По итогам же 2024 года значение «цифровой зрелости» составляет 88,46%, что является существенным достижением для небольшого высокодотационного субъекта Российской Федерации. Добиться таких результатов удалось благодаря эффективной реализации государственной программы и стратегии цифровой трансформации Республики Алтай. По итогам 2025 года значение показателя ожидается в диапазоне 90-92%.
Стратегия и госпрограмма цифровой трансформации региона
В 2024 году продолжилась реализация стратегии и государственной программы Республики Алтай «Цифровая трансформация Республики Алтай», объединяющей в себе все мероприятия и решения органов исполнительной власти региона в сфере информационных технологий. В 2024 году программа включала в себя 16 проектов и 55 показателей.
В первой половине 2025 года мы планируем переутвердить стратегию и программу. Ожидаем поступления от федеральных органов власти перечня рекомендуемых к включению проектов и целевых индикаторов.
Покрытие связью автотрассы Р-256
Республика Алтай является туристически ориентированным регионом с ежегодным потоком туристов более двух миллионов человек.
Немаловажной задачей является обеспечение полного покрытия подвижной радиотелефонной связью стандарта LTE автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-256. Уже сейчас покрытие трассы находится на довольно высоком уровне и составляет более 70%.
Для обеспечения полного покрытия в 2024 году совместно с ПАО «МТС» проведён большой объём работ по выявлению зон, в которых отсутствует сигнал подвижной радиотелефонной связи. По итогам определены 62 точки, в которых необходима установка базовых станций.
В результате экспертизы на наличие возможности подключения к сетям электроснабжения и возможности выделения земельного участка под строительство базовой станции определены 29 точек, по которым сформированы положительные заключения. Начало строительства базовых станций планируется ПАО «МТС» после согласования проектной документации в 2025-2026 годах.