Комитет ГД по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении законопроект об изменениях в Налоговый кодекс
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел поправки, поступившие к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», и рекомендовал принять его во втором чтении. Рассмотрение законопроекта запланировано на 18 ноября.
В ходе обсуждения Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров Макаров Андрей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отметил, что в поправках учтены замечания, высказанные в заключении Комитета к первому чтению законопроекта.
«После внесения законопроекта в Государственную Думу в Комитет поступило много обращений со стороны предпринимательского сообщества и экспертов, в которых в том числе высказывались опасения, что бизнес не успеет подготовиться к новым правилам налогообложения. В своем заключении к первому чтению законопроекта Комитет обозначил ряд задач, которые необходимо решить в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению», — сказал Андрей Макаров.
По его словам, сегодня можно констатировать, что замечания, высказанные в заключении Комитета, поправками учтены. В том числе, «предусмотрен более плавный поэтапный переход к снижению порога доходов для уплаты НДС на УСН и ПСН». «Также будут продлены меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2025 году. Кроме того, в поправках учтены некоторые предложения бизнеса по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах, которые позволят устранить выявленные проблемы в правоприменительной практике», — добавил Председатель Комитета.
Представитель Правительства – статс-секретарь – заместитель Министра финансов Алексей Сазанов со своей стороны также отметил, что все обозначенные комитетом вопросы были проработаны с участием профильных министерств и ведомств, и по ним были найдены решения.
В частности, поправками ко второму чтению законопроекта предусмотрено поэтапное снижение порога доходов для уплаты НДС на УСН и ПСН:
в 2026 году порог доходов составит 20 млн рублей; в 2027 году – 15 млн рублей;начиная с 2028 года – 10 млн рублей.Принято решение сохранить освобождение от НДС при реализации прав на российское программное обеспечение. Также будет сохранено право применения ПСН в сфере стационарной торговли и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов. Поддержаны предложения Комитета в части поддержки малого и среднего предпринимательства в переходный период.
Малые и средние предприниматели, которые впервые становятся плательщиками НДС, смогут однократно в первый год отказаться от применения пониженной ставки НДС до истечения 3-х летнего срока. Для плательщиков УСН предусмотрен расширенный перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы.
Предусмотрен мораторий на привлечение к ответственности налогоплательщиков, применяющих УСН и впервые ставших в 2026 году налогоплательщиками НДС, которые впервые в этом периоде допустили нарушение исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
Комитет в своем заключении обратил внимание на то, что 31 декабря 2025 года завершится срок действия ряда льгот и преференций, важных для малого и среднего бизнеса. Правительство согласилось с таким подходом. Поправками ко второму чтению предлагается продлить сроки действия отдельных временных норм: особый порядок расчета пени и право применения заявительного порядка возмещения НДС без предоставления банковской гарантии и договора поручительства.
До конца 2028 года продлена норма о применении льготных положений приостановленных международных соглашений об избежании двойного налогообложения к отдельным видам доходов.
В целях поддержки граждан поправками ко второму чтению предусмотрены следующие меры:
освобождение от НДФЛ доходов участников программы «Земский тренер» в виде единовременной компенсационной выплаты;льготы по транспортному налогу для Героев России, Героев СССР и полных кавалеров Ордена Славы на одно транспортное средство;освобождение физических лиц от уплаты земельного налога и налога на имущество по объектам, расположенным на территории, где введены режимы ЧП, ЧС, КТО, предусматривающие временное отселение жителей.