Коробка передач Ауруса пойдет в «народ»
Как продвигается импортозамещение комплектующих? Что уже начали выпускать, что планируется и есть ли в автопроме скрытые темы, о которых мы мало знаем?
Об этом Максим Кадаков, главный редактор медиаресурса «За рулем», побеседовал с Денисом Ендачевым, исполнительным директором по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ». Разговор состоялся на выставке MIMS Automobility Moscow, которая проходит с 12 по 15 мая 2025 года в московском ЦВК «Экспоцентр».
– Что происходит с производством комплектующих? Есть ли реальное движение или мы по-прежнему топчемся на месте?
– Сейчас в этой области происходят большие изменения. До 2022 года рынок был относительно стабильным, но затем многие компании ушли, прекратили поставки, начались перебои. Российские производители даже были вынуждены останавливать производство из-за нехватки компонентов.
С тех пор прошло три года, и на рынке появились новые игроки. Начали производить те компоненты, которых раньше в России не было. Минпромторг создал 25 рабочих групп, каждая из которых занималась своим сегментом.
Например, первая группа занималась двигателями и компонентами к ним – анализировали, что производим внутри страны, а что привозим из-за рубежа. Вторая группа – резинотехническими изделиями: уплотнителями, шлангами, прокладками. Была отдельная группа по автомобильной электронике. После ухода крупных иностранных поставщиков потребовалось срочно найти замену.
– Мы сейчас больше полагаемся на «дружественные» поставки или пытаемся производить сами?
– Был составлен список критически важных компонентов – в него вошло 750 позиций, которых не было на российском рынке, но которые необходимы автопроизводителям. Например, системы ABS и ESP. Сейчас в России работают уже два завода, выпускающих эти системы. Причем локализация производства глубже, чем просто сборка из импортных деталей.
– Речь о компании «Итэлма» в Костроме и бывшем заводе Bosch в Самаре, который теперь называется «НАМИ-Инновационные компоненты»? Зачем нужны два завода, выпускающих одно и то же?
– Они ориентированы на легковой и легкий коммерческий транспорт. Каждый завод рассчитан на выпуск систем для 500 тыс. автомобилей в год. С учетом ожидаемого роста объема рынка это оптимальное решение.
Кроме того, конкуренция между производителями всегда идет на пользу: она двигает рынок. На заводе НАМИ мы уже разработали российское программное обеспечение для этих систем, собрали собственную команду – от студентов до экспертов, – создали целую школу. Теперь мы можем разрабатывать и адаптировать ABS и ESP под любые автомобили, развивать и совершенствовать эти решения.
– Для Ауруса в России разработали отечественную автоматическую коробку передач. Насколько она локализована?
– У нее очень высокий процент локализации.
– Если смогли сделать коробку для Ауруса, почему не делаем более простые коробки?
– Такая работа ведется, и есть несколько стратегий. Первая – взять готовую коробку, локализовать производство и постепенно заменять компоненты на отечественные. Вторая – полностью разработать собственную коробку, но на это потребуется 3-4 года.
Реалистичный путь – гибридный. Мы адаптируем некоторые существующие решения, начнем сборку в России, а затем постепенно углубим локализацию. Сейчас рассматриваем выпуск нескольких типов коробок, которые могут покрыть сегмент легковых и легких коммерческих автомобилей. В течение одного-двух месяцев проект стартует.
Между прочим, коробку, разработанную для Ауруса, мы начали «транслировать» в отрасль. На ее базе был создан модифицированный продукт – на 95% аналогичный аурусовской»коробке. Ее уже устанавливают на автобусы НЕФАЗ и ЛиАЗ. Это позволяет увеличить объем выпуска, снизить себестоимость и, главное, – получить массовый российский продукт для общественного транспорта. Если для Аурусов требуются сотни коробок в год, то для автобусов – уже тысячи.
– А какой ресурс у коробок, которые пойдут для массовых легковых автомобилей?
– Заявленный ресурс – 250 тыс. км. Речь идет о нескольких вариантах коробок с 6-8 передачами.
– Есть ли другие позитивные примеры?
– Активно идет работа по увеличению мощностей и модернизации двигателей – за три года запущено около 7 проектов, которые повышают качество и характеристики моторов.
Также развивается производство резинотехнических изделий, создаются новые компоненты, в том числе для пластика и резинотехнических изделий.
– Что с лакокрасочными материалами?
– Мы уже умеем делать краску из компонентов, но пока часть сырья все же импортируется. Сейчас идет работа над созданием собственных компонентов для лаков и грунтов. Планируем в ближайшие годы добиться полной локализации, включая катафорез.
– Все, о чем мы говорим, – это перспектива одного-двух лет?
– Коробки передач – это перспектива 2025 года. Часть материалов для ЛКМ уже проходят испытания. Остальное в планах на 2026 год. А производство систем ABS и ESP – это два полноценно работающих завода с высокой степенью локализации.
«За рулем» можно читать и в Телеграм