«Коробочка», «Кобра» и «Циклоп»: какие исторические вагоны представят на параде трамваев
19 апреля, в субботу, после парада трамваев посетителей ждет масштабная выставка ретровагонов. Она пройдет с 12:30 до 17:00 на территории обновленного трамвайного депо имени П.Л. Апакова. Депо впервые откроет свои двери для гостей после масштабной реконструкции.
На параде посетители увидят поезд из моторного вагона Ф (фонарный) и прицепного вагона Н (нюрнбергский).
Моторный вагон Ф назвали фонарным из-за остекленного купола на крыше — фонаря. Он способствовал лучшему освещению салона естественным дневным светом. Вагон Ф был самым распространенным в дореволюционной Москве. Два сохранившихся вагона этого типа находятся в Москве, а третий в 1986 году СССР передал в подарок американскому музею трамваев в Сан-Франциско.
Прицепной вагон типа Н (или нюрнбергского типа) перевозил пассажиров до 1940-х годов, затем его перестроили в грузовой вагон. Эта серия первоначально производилась в немецком городе Нюрнберге. Затем выпуск таких вагонов освоили сразу несколько российских заводов. Представленный на параде прицепной вагон Н, как и моторный вагон Ф, был построен на вагоностроительном заводе в подмосковных Мытищах. Фонарный и нюрнбергский вагоны были восстановлены в 1993 году.
Кроме того, на выставке представят поезд из моторного вагона КМ (коломенский моторный) и прицепного вагона КП (коломенский прицепной). Это были первые четырехосные трамваи, выпущенные советской промышленностью. Поезд из вагонов КМ («Коломенский моторный») и КП («Коломенский прицепной») был известен благодаря своей большой вместимости. В каждом из вагонов могли ехать до 100 человек, из них почти 30 — сидя. Изначально в моторном вагоне КМ не была предусмотрена отдельная кабина: вагоновожатый работал, стоя прямо на передней площадке, среди пассажиров, — так было принято на заре развития трамвайного транспорта. Кондуктор, сидевший возле задней двери, сообщал водителю о готовности к отправлению, дергая за веревку со звонком.
«Коломенский моторный» с бортовым номером 2170 — звезда многих известных художественных фильмов, таких как «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето пятьдесят третьего», и других.
Вагоны № 2170 и 2556, из которых составлен парадный поезд, были выпущены, соответственно, в 1930 и 1932 годах и долгое время перевозили пассажиров. Позднее КП стал путеизмерительным вагоном, а КМ — его буксиром. Вагон № 2170 был восстановлен на трамвайно-ремонтном заводе в 1987 году, а спустя несколько лет там же в пару к нему был восстановлен и вагон № 2556.
Первый поезд из сцепленных вагонов КТМ-1 (моторный) и КТП-1 (прицепной) построили на Усть-Катавском вагоностроительном заводе в 1947 году. В 1948-м два таких опытных состава работали в том числе на столичном маршруте № 27 «Коптево» — «Петровские Ворота», а после прохождения испытаний были переданы в Челябинск.
В первых вагонах были тройное горизонтальное маршрутное окно над лобовыми стеклами кабины водителя, гладкие борта и заднее стекло из двух частей. Составы развивали скорость до 55 километров в час и имели 31 место для сидения пассажиров (моторный плюс прицепной вагоны).
Поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1 в 1999 году передали в Музей пассажирского транспорта Москвы из города Тулы. В 2018 году его восстановили по образцам первых моделей на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе.
Трамвайный вагон МТВ-82 произвели на Государственном союзном заводе № 82 Наркомтяжпрома. В нем были автоматические двери, мягкие обогреваемые сиденья и отапливаемая кабина водителя, который управлял трамваем в тепле и сидя. Обшивка была сделана из авиационного алюминия — материала, которым в избытке располагал завод. Дизайн этих вагонов с подъемными окнами и маленькими окошками овальной формы походил на дизайн послевоенных советских автобусов ЗИС-154, троллейбусов МТБ-82 и даже прогулочных теплоходов «Москвич», из-за чего последние прозвали речными трамваями.
В народе эти трамваи ласково называли коробочками. Всего для Москвы произвели более 450 вагонов МТВ-82, которые проработали на линии до 1981 года.
Участвующий в параде трамваев вагон МТВ-82 № 1278 построили в 1948 году. Он эксплуатировался в качестве пассажирского сначала в Октябрьском депо, а затем в депо имени Кирова. В 1971 году на заводе СВАРЗ был переоборудован в динамометрический вагон. В 1992 году восстановлен на трамвайно-ремонтном заводе в качестве исторического экспоната.
Трамваи РВЗ-6 производили на Рижском вагоностроительном заводе. Вагон был известен во многих городах бывшего СССР. По сравнению с предыдущими моделями его ход был тихим, поэтому он был распространен в 1970-1980-х годах по всей стране наряду с другими трамвайными вагонами отечественного и зарубежного производства. Вагон имеет 37 мест для сидения и может развивать скорость до 64 километров в час.
В 1966 году все московские вагоны РВЗ-6 передали Ташкенту, который только начал восстанавливаться после сильного землетрясения. Образец из ретроколлекции чудом сохранился в подмосковной Коломне, где сначала работал на маршруте с пассажирами, а потом стал учебным вагоном. В 1999 году его передали в Москву и отреставрировали.
С появлением модели «Татра Т2» в столице началась «чехословацкая эра». Эти вагоны впервые вышли на маршрут в 1959 году и сразу покорили москвичей плавностью хода, современным дизайном и теплым салоном. Трамвай «Татра Т2» стал первой импортной моделью, представленной в столице после войны, и самым передовым для своего времени. Впервые такие вагоны вышли на маршрут № 14 «Калужская площадь» — «Метро “Университет”», путь которого почти не изменился за 60 лет. Проезд на «Татре Т2» был не только комфортным, но и быстрым: транспортное средство развивало скорость до 60 километров в час и было оборудовано 38 местами для сидения.
Представленный на параде вагон «Татра Т2» № 378 работал в трамвайном депо имени П.Л. Апакова. После списания в 1975 году его длительное время использовали как склад. Вагон восстановили в 1999 году к 100-летию московского трамвая на Трамвайно-ремонтном заводе.
Трамвайный вагон «Татра Т3» № 481. Вагоны данной модели в разных модификациях эксплуатировали в Москве в 1963–2021 годах. Он имеет длину 14 тысяч миллиметров, цельнометаллический кузов с отдельными элементами из стеклопластика и вмещает от 115 до 122 человек в зависимости от количества дверей и компоновки салона в разные годы поставок. Максимальная скорость транспортного средства — 65 километров в час.
Модель «Татра Т3» стала символом московского трамвая — всего таких в столице было более двух тысяч. Во времена покорения космоса, в 1960-е годы, такой трамвай называли космическим. Вагоны отличались бесшумностью и комфортом, а также надежностью и прочностью кузова, что при своевременном ремонте свободно позволяло им работать более 50 лет.
Посетители выставки увидят и трамвайный вагон «Татра Т7Б5». Такие вагоны специально спроектировали для Москвы. Новые трамваи были оборудованы 40 сиденьями и могли развивать скорость до 65 километров в час. В начале 1990-х годов «Татра Т7Б5» должны были стать самыми массовыми трамваями в городе и полностью заменить вагоны модели «Татра Т3», однако из-за прекращения существования СССР массового заказа на них так и не последовало. Всего было выпущено восемь таких транспортных средств, шесть из которых оказались в Москве.
Вагоны Т7Б5 проработали на столичных маршрутах до 2010 года. Экспонат ретровыставки — вагон Т7Б5 № 7005 — в 2009 году был выведен из пассажирской эксплуатации и передан в коллекцию исторических трамваев.
Трамвайный вагон 71–608КМ начали делать на Усть-Катавском вагоностроительном заводе в 1994 году. Последний экземпляр выпустили в 2007-м. Всего произвели 599 вагонов. В Москве трамваи этой модели работали в депо имени П.Л. Апакова и имени И.В. Русакова, Октябрьском депо, а также проходили непродолжительные испытания в депо имени Н.Э. Баумана и Краснопресненском депо.
Представленный на параде трамваев вагон 71–608КМ № 1001 является самым первым в своей серии. Он работал в трамвайном депо имени П.Л. Апакова с 1994 по 2015 год, а затем его передали в коллекцию исторических трамвайных вагонов. В 2020 году он был восстановлен на Трамвайно-ремонтном заводе.
Трамвайный вагон 71–135 (ЛМ-2000) эксплуатировали в Москве в 2002–2014 годах. Его изготовили на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Вагон длиной 14 120 миллиметров имеет цельнометаллический кузов с отдельными элементами из стеклопластика, 20 мест для сидения. Его общая вместимость — 114 пассажиров, максимальная скорость — 75 километров в час.
Вагон разработали в оригинальном дизайне с укороченным кузовом специально по заказу Москвы для эксплуатации в старых городских депо, где была проблема с габаритами. Его построили в единственном экземпляре, и дальнейшего развития эта необычная серия не получила. ЛМ-2000 был первым в Москве трамваем, оснащенным асинхронными тяговыми электродвигателями. За характерную внешность он получил название «Циклоп».
Трехсекционный трамвайный вагон КТ3R работал в Москве в 2008–2021 годах. Его изготовили на Трамвайно-ремонтном заводе ГУП «Мосгортранс». Вагон длиной 28 650 миллиметров имеет цельнометаллические секции с узлами шарнирного сочленения и отдельными элементами из стеклопластика. В нем 34 места для сидения, общая вместимость — 194 пассажира.
Транспортное средство развивает максимальную скорость 65 километров в час. За свою конструктивную особенность — длину и многосекционность — вагон получил название «Кобра». Он сделан с использованием двух крайних секций, переоборудованных из кузовов старых пражских вагонов «Татра Т3», и средней секции нового изготовления с переменным уровнем пола. Это уникальный и единственный в нашей стране экземпляр: несмотря на имевшиеся планы, серийное производство этих вагонов в России налажено не было.
Более 500 тысяч человек посетили парады трамваев в Москве в 2024 году