Криптовалюта и многослойные транзакции: о методике экспертизы цифровых активов
Развитие рынка криптовалюты, как наиболее удобного платежного средства, влечет за собой цифровизацию экономических отношений и криминальной сферы, которая по сути тоже является экономикой. Появляются новые категории цифровых активов и сделок с ними, а у арбитражных споров и у преступлений появляются новые свойства, что обуславливает развитие судебно-экспертной деятельности. О том, в чем сейчас нуждается судебная экспертиза, мы поговорили с доктором юридических наук, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Алексеем Савицким, разработавшим частную теорию судебной экономико-цифровой экспертизы на основе положений судебной экспертологии, а также с адвокатом Игорем Барановым, представлявшим эту теорию на последнем Петербургском международном юридическом форуме.
© Фото из личных архивов- Алексей Анатольевич, как вы можете охарактеризовать перспективы развития судебно-экспертной деятельности в сфере цифровых финансовых активов?
А.С. - Знаете, я считаю, что к понятию «Цифровые финансовые активы» относится только электронный рубль, электронный доллар (USDT) и другие национальные валюты разных государств, имеющие аналоги в электронном виде. Все остальное — криптовалюту, токены, токены-акции, смарт-контракты правильнее называть «Цифровые активы» или «ЦА». Предлагаю в дальнейшем использовать именно эту формулировку или аббревиатуру.
Отвечая на ваш вопрос скажу, что сейчас экономико-цифровая система является основой развития общества. И чем более экономическая система основывается на цифровых подходах, тем более широким «цифровым» спектром характеризуются экономические преступления и хозяйственно-экономические споры. Для разрешения споров, для расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел необходимо проведение судебных экономико-цифровых экспертиз.
Сложность в том, что место судебной экспертизы операций с криптоактивами в настоящее время не определено нормативными актами. Кроме того, и методика судебной экономической экспертизы операций с ЦА отсутствует. При этом для комплексного успешного расследования таких преступлений или для оценки арбитражными судами определенных обстоятельств нужны специальные знания о принципах оборота ЦА и процессуальные правовые знания. Все это необходимо систематизировать и унифицировать. Для этого нужен единый методический подход, в основе которого лежит концептуальная теория судебной экономической экспертизы операций с цифровыми активами, которую мы и разработали.
Сейчас экономико-цифровую экспертизу относят к виду судебной финансово-экономической экспертизы и классифицируют по видам криптовалют, токенов, смарт-контрактов и других ЦА.
- На какие вопросы должна отвечать экспертиза операций с ЦА?
А.С. - Экономико-цифровая экспертиза (давайте будем называть ее именно так) представляет собой процессуальное действие, основывающееся на специализированном исследовании отношений между участниками сделок, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении ЦА, а также при осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам. Такие эксперты должны иметь специальные познания в этой области для определения рыночной стоимости ЦА, для оценки финансовых результатов сделок с ЦА и для исследования схем взаимосвязанных операций с ЦА.
И.Б. - Если речь о преступлениях, то эксперты могут участвовать при проведении доследственной проверки, например, чтобы определить стоимость криптоактивов, которые были похищены или незаконно добыты. Эксперты могут участвовать в производстве обысков для изъятия информации о ЦА или для изъятия самих ЦА, а также для поиска скрытых файлов, которые помогают провести анализ сетевого трафика, логов и данных из блокчейна. Непосредственно в ходе следствия производится экспертиза как средств, так и объектов совершения преступлений. Также эксперт может быть вызван на допрос на предварительном следствии либо в суд.
Повторюсь, что уголовные дела только малый пласт экономико-цифровой экспертизы, огромная необходимость в ней растет в арбитражных спорах, где актуальной задачей является выявление влияния на финансовое состояние операций с цифровыми активами. И здесь от эксперта требуется установить объемы выручки от операций с ЦА за отчетный период, схему движения криптовалюты между контрагентами, соответствовала ли операция рыночным условиям.
А дела о банкротствах? Только в 2018 году впервые суд разрешил внести криптовалюту в конкурсную массу должника, а теперь это не вызывает споров. Например, только эксперт сможет усмотреть признаки преднамеренного банкротства в деятельности организации с учетом условий сделок с цифровыми активами.
© Фото из личных архивов- Игорь Павлович, в чем сложность работы эксперта с ЦА?
И.Б. - С одной стороны, все просто. Если вы знаете адрес кошелька, то можно проследить все транзакции, связанные с ним, включая суммы и адреса отправителей и получателей. Это позволяет проанализировать параметры цифровых операций, схемы движения активов, размер платежей и прочее.
Но, допустим, кажущийся простым вопрос о стоимости криптоактива... Официальных банковских курсов, как с деньгами, здесь нет. Эксперт должен установить стоимость конкретного криптоактива в конкретном объеме на конкретные даты: на дату приобретения криптовалюты, на дату совершения с ней определённых действий, на дату передачи паролей и кодов от кошельков. Стоимость криптоактива необходимо знать не только для возбуждения уголовного дела, но и для окончательной квалификации тяжести деяния. Определение финансового результата от операций с ЦА тоже завязано на стоимости. Эксперт должен оценить доход, непосредственно полученный преступниками либо участниками сделок.
- Какие навыки нужны эксперту, чтобы разбираться в криптовалюте?
А.С. - Эксперт должен обладать знаниями в области экономики, финансов, блокчейн-технологий, криптографии и основ программирования. Программистом быть не обязательно, но знание основ программирования и работы с API (интерфейс прикладного программирования — прим. ред.) будет полезным для анализа данных.
Специальные знания в области оборота ЦА включают в себя теоретические основы ЦА, организацию ICO (форма привлечения инвестиций в виде выпуска и продажи инвесторам новых криптовалют или токенов — прим. ред.), особенности оборота пользовательских токенов, токенов-акций, кредитных токенов и прочих, особенности исполнения смарт-контрактов, специальные знания в области криптографии.
- Дознавателям, следователям и судьям также нужны определенные знания?
А.С. - Да, конечно. Они должны знать основы работы блокчейна, чтобы формулировать грамотные запросы на экспертизу, четко указывая, какие аспекты интересуют следствие или суд.
- Что входит в систему теории судебной экономико-цифровой экспертизы?
А.С. - Она содержит общие положения, в том числе предмет, объекты, методологию, учение о специальных знаниях при производстве судебных экономико-цифровых экспертиз, учение о предмете, задачах и понятийном аппарате судебной экономико-цифровой экспертизы, учение об объектах судебной экономико-цифровой экспертизы, учение о классификации судебных экономико-цифровых экспертиз.
- Есть нормативные проблемы в работе эксперта по ЦА?
А.С. - Особенность экономико-цифровой экспертизы в том, что финансово-экономическое исследование в данных случаях невозможно без проведения компьютерно-технического исследования. Сам по себе процесс экспертного исследования операций с цифровыми активами является самобытным, имеет существенные особенности, выходящие за рамки современного статуса эксперта. В частности, это касается запрета на самостоятельный сбор данных для эксперта при производстве экспертизы. То есть, эксперт должен совершать действия с кошельками, устанавливать пути транзакций и так далее.
И.Б. - Если речь о теневой экономике, то в ней цифровые активы могут быть как средством, так и предметом преступления. Криптовалюта используется для отмывания денег, для незаконного приобретения наркотиков, оружия, порнографических материалов, для финансирования терроризма. Как правило, эти преступления взаимосвязаны с легализацией преступных доходов, а отмывание, в свою очередь — с незаконной банковской деятельностью. Можете представить задачи эксперта?
Мошенники также задействуют обширные схемы, которые чаще всего связаны с инвестициями в криптовалюты, в NFT и другие ЦА.
В данных случаях работа эксперта уже является сбором доказательств. А согласно действующему законодательству эксперт, привлеченный следствием или судом, не может собирать доказательства.
А.С. - Последние изменения в законодательстве, касающиеся ЦА, позволяют квалифицировать хищения криптовалюты по соответствующим статьям УК РФ, и уже устанавливают специальные процедуры изъятия и хранения цифровых активов как вещественных доказательств. Но операции с ЦА анонимны, что делает их удобным инструментом для совершения преступлений. Их очень сложно расследовать. Эксперт в данном случае становится необходимым инструментом в работе дознавателя, следователя или суда, но ему нужно больше полномочий при изучении операций с ЦА.
Мы обращаем на это внимание в нашей теории судебной экономико-цифровой экспертизы. Для того, чтобы эксперт по ЦА мог полноценно работать, необходимо обновить инструкции по использованию новых аналитических инструментов и методик работы с криптокошельками и многослойными транзакциями.