Кто платит за непогоду: туристы опоздали на рейс с Мальдив
Логистика на Мальдивах зависит от погоды: трансфер до многих резортов осуществляется на гидросамолетах, вылет которых может отмениться из-за ветра с дождем. При этом на больших лайнерах подобные погодные явления не сказываются, и у туристов велика вероятность не успеть на свой рейс домой. Тем более, что гидропланы летают только в светлое время суток. Редакция Profi.Travel получила вопрос от турагентов: обязан ли туроператор доставить туриста в Россию за свой счет и обеспечить отель на время ожидания рейса?
Мы обратились к юристу Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, чтобы выяснить, правомерен ли отказ туроператора брать на себя эти расходы.
Прежде всего, юрист подчеркнула: в случае опоздания гидросамолета в аэропорт на Мальдивах туроператор обязан обеспечить возвращение туриста домой другим рейсом и размещение его в отеле при необходимости или компенсировать расходы, которые он понес на самостоятельное приобретение авиабилетов. Отказ от этого не может объясняться форс-мажором.
«Форс-мажора в этой ситуации нет, поскольку ее можно было предугадать, так как она случается на Мальдивских островах периодически, — подчеркнула Мария Чапиковская. — Туристическим компаниям рекомендовано учитывать эту специфику и планировать трансферы с временным запасом».
Она добавила, что судебная практика давно разрешила этот вопрос и форс-мажором ухудшение погодных условий на Мальдивах не считает. «Это логично, так как ухудшение погодных условий не отвечает одновременно признакам чрезвычайности, непреодолимости, непредотвратимости, независимости от воли человека», — пояснила юрист.
При этом, по ее словам, ситуации могут быть разными. Например, теоретически, суд может учесть документ об информировании туриста о последствиях. В том случае, если турист отказался от более раннего трансфера или позднего вылета в Россию и при этом дал расписку, что проинформирован об обстоятельствах и риски принимает на себя, то в суде у туроператора шансов на решение в свою пользу будет больше.
И все же чаще всего суды в подобных случаях встают на сторону туристов, а итоговая компенсация может в два и более раз превышать расходы на проживание в отеле и авиабилет.
Из-за участившихся сбоев в расписании московских аэропортов, вызванных угрозами атак беспилотников, как минимум две иностранных авиакомпании рассматривают возможность переноса части рейсов из Москвы в Санкт-Петербург. Одна из них — Turkish Airlines, сообщил источник «Ведомостей» знакомый с переговорами, которые ведутся между перевозчиками и российскими аэропортами.
Имя второй авиакомпании не уточняется, однако ранее президент Emirates Тим Кларк в интервью Bloomberg TV упомянул, что перевозчик может пересмотреть полетную программу на российском направлении в связи с угрозами со стороны дронов.
Основным поводом для принятия решения о переносе рейсов в Санкт-Петербург стало неоднократное закрытие воздушного пространства над Москвой из-за атак БПЛА весной текущего года. Тогда именно Turkish Airlines, по оценкам экспертов, испытывала наибольший дискомфорт из-за необходимости уводить самолеты на запасные аэропорты: у перевозчика начались масштабные сбои в расписании и отмены рейсов, а пассажирам было предложено самостоятельно добираться из Петербурга в столицу и после этого заполнять на сайте перевозчика форму на возмещение понесенных расходов. Очевидно, что авиакомпанию не устраивают дополнительные траты, возникающие из-за ограничений в московском авиационном узле.
Как комментировал Profi.Travel независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, для перевозчиков каждое временное закрытие аэропорта приводит к оперативной переориентации маршрутов, переброске экипажей и наземного персонала, увеличению затрат на наземное обслуживание в альтернативных аэропортах.
Turkish Airlines уже активно летает из Петербурга: 42 рейса в неделю в Анталью, 21 — в Стамбул, по 4 — в Бодрум и Даламан. Однако из Москвы (аэропорт Внуково) выполняется значительно больше: 61 рейс в Анталью, 44 — в Стамбул, 11 — в Даламан, 7 — в Бодрум. Emirates же на данный момент летает из Петербурга в Дубай шесть раз в неделю, из Москвы — 21 раз.
Эксперты отмечают, что действующие межправительственные соглашения позволяют в ряде случаев переносить рейсы между городами без дополнительных согласований. А при необходимости российские власти готовы оперативно выдавать разовые разрешения или корректировать условия соглашений, чтобы сохранить международное авиасообщение.
При этом, как подчеркивает главный редактор FrequentFlyers.ru Илья Шатилин, Turkish Airlines может быть выгоднее летать именно из Петербурга — маршрут проходит через воздушное пространство ЕС и заходит в Россию с запада. Кроме того, международный терминал «Пулково» сегодня недозагружен, что позволяет без проблем принять дополнительный пассажиропоток.
Однако, по мнению экспертов туристической отрасли, такой перенос рейсов может быть чреват уже их недозагрузкой — Turkish Airlines выполняет большое количество перелетов на курорты Турции из столицы потому, что именно здесь сосредоточен основной спрос. То же касается и Emirates. Существующее соотношение перелетов, которые осуществляют эти перевозчики из Москвы и Санкт-Петербурга, отражает распределение потребительской активности. Если хотя бы треть рейсов из столицы переместится в Пулково, примерно на столько же может упасть и спрос.
С другой стороны, если выбор у авиакомпаний между полной отменой рейсов и их переводом в Санкт-Петербург, безусловно, менее болезненным для всех окажется второй вариант, считают эксперты. По их мнению, прежде перевозчики попытаются договориться с московскими авиаузлами о других слотах, как это уже сделала Egypt Air — она перенесла время вылета в Египет с ночного на вечернее, чтобы минимизировать риски. При этом, учитывая количество выполняемых рейсов, очевидно, Turkish Airlines и Emirates будет в разы сложнее повторить такой шаг. Одним из вариантов может быть, например, переход в менее загруженный аэропорт Жуковский в дневное время, полагают эксперты.