Леонид Потапов: Последний первый секретарь и первый президент
Как функционер возглавил обком
В этом году ушедшему от нас ковидной осенью 2020 года Леониду Потапову исполнилось бы 90 лет. 4 июля отметили юбилей. Безусловно, его имя известно всем жителям Бурятии. Ну, тем, кто старше, скажем, двадцати пяти лет. Как сообщал «Байкал-Daily», в Улан-Удэ открыли выставку, где вспоминают былое, рассказывают о фигуре и личности Леонида Васильевича, показывают его с разных сторон.Да, фигура противоречивая. Он последний первый секретарь обкома Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики. И первый президент Республики Бурятия. Он был на вершине республиканской власти и при СССР, и после его распада, в новой России. Оценки его деятельность, что в советское время, что в наше часто диаметрально противоположны. От «Потапов в 90-е годы всё сдал» до «Потапов сохранил республику».
Если ты выдающийся политический деятель, то такой разброд и шатание, скорее плюс, чем минус. Хотя, конечно, при Союзе таких политиков не было. Была «каста» управленцев, сейчас бы их назвали менеджерами, технократами. И «каста» партийных функционеров, которые, собственно, вмешивались во все аспекты управления. Министерства на всех уровнях дублировались отделами с такими же названиями в партийных структурах: Центральном комитете КПСС, ЦК республик, областных комитетах. Да, в Бурятской АССР высший партийный орган назывался не реском – республиканский комитет (что, согласитесь, логично), а обком – областной комитет партии. Почему? Ну, думаем, никому уже не известно.
Потапову при СССР довелось поработать в обеих «кастах», ипостасях. На производстве он дорос до главного инженера ЛВРЗ, крупнейшего завода в республике. А в обкоме с 1976 года возглавлял отдел промышленности. В 1978 стал секретарём областного комитета КПСС, курировавшего индустрию. А в 1987 году неожиданно переведён из партийных структур на пост заместителя председателя Верховного Совета целой Туркменской не автономной советской социалистической республики, а одной из пятнадцати Союзных республик.
Последний, но альтернативный
45 лет назад в истории обкома Бурятской АССР произошло знаменательное, доселе неслыханное событие: выборы первого секретаря, главы областного комитета КПСС. За год до этого местная интеллигенция, учёные, деятели культуры, немногочисленные в то время общественники на волне охвативших СССР перестройки, гласности и ускорения стали выражать недоверие тогдашнему первому секретарю обкома, наследнику легендарного Андрея Модогоева (глава обкома в 1962-1984 гг.) Анатолию Белякову (с 1970 по 1984 годы – первый секретарь улан-удэнского горкома партии).
Будучи довольно продвинутым (тоже на волне радикальных преобразований советского общества) подростком, автор «Байкал-Daily» прислушивался к разными, простите, слухам. Ведь все СМИ тогда были официальными. С сухим официозом. Говорили, что Потапова удалили из Бурятии в Туркмению якобы из-за местных интриг его коллег по обкому, что он якобы ярый сторонник перестройки и чуть ли не демократ.
В 1990 году было принято решение провести выборы (!) первого секретаря обкома. До этого они назначались ЦК КПСС. И тут появилась интрига. Дело в том, что в 1987 году из БурАССР «сослали» в «тьму-таракань» не только Леонида Потапова. Советником-посланником в посольство СССР в КНДР назначили председателя Совета Министров Бурятской АССР (с 1977 по 1987 гг.) Владимира Саганова.
В 1989 году, повторим, у политически активной части населения республики пошли брожения: «чтобы ускорить перестройку, упрочить гласность, верните из «ссылки» Потапова и Саганова!»
И вот оба стали кандидатами на пост первого секретаря. Леонида Потапова предложили парторганизации «Приборки», «Бурятэнерго», Бурятского научного центра Сибирского отделения АН СССР и, конечно же, родного для Леонида Васильевича ЛВРЗ. В «Правде Бурятии» вышло его интервью под заголовком «Сердце моё в Бурятии».
«Растроган, что меня так помнят, что мне выпало счастье на признание той малости, которую, наверное, всё же удалось сделать в Бурятии. Конечно же, хотелось бы сделать больше…» - заявил тогда ведущей в то время газете республики Леонид Потапов, отвечая на вопрос о его отношении к выдвижению.
После широкого (реально широкого!) обсуждения в местных партийных структурах (например, райкомах или парторганизациях трудовых коллективов) 6 апреля 1990 года состоялся пленум Бурятского обкома КПСС. На нём был поставлен один вопрос: о выборах первого секретаря. Горкомы и райкомы партии выдвинули семь кандидатур. Три кандидата взяли самоотвод. Претенденты изложили свои программы. После этого в бюллетень для голосования внесли четыре фамилии, включая Потапова и Саганова.
Сухое сообщение о пленуме через день вышло на первой полосе той же «Правды Бурятии». В самом конце: «В результате закрытого (тайного) голосования большинством голосов первым секретарём Бурятского областного комитета избран Потапов Леонид Васильевич».
В апреле 1990 года в жизни Бурятии (а с августа-декабря 1991 года и для всей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) начался новый этап: полный сюрпризов, неожиданностей, потрясений; чёрных и белых сторон жизни; плюсов и минусов. В Бурятии 17 лет этими процессами будет управлять Леонид Потапов.
КПСС рухнула вместе с Советским Союзом в декабре 1991 года. Но всегда державший нос по ветру Потапов, осознавший, что партии после августовского путча ничего не светит, к тому времени уже возглавлял Верховный Совет Бурятской АССР (с октября 1991 года). В 1993 году избрался депутатом только что созданного Совета Федерации. Летом же 1994 году Потапова выберут во втором туре первым президентом Бурятии. В этом кресле он проведёт три срока подряд. До июля 2007 года. Но это уже совсем другая история, как принято говорить в известной передаче. И её большинство жителей республики (те, кто старше двадцати пяти лет) помнят и знают не понаслышке.