Мальчишкой он оборонял Ленинград, Москву и Баку: ветеран Николай Загумённов принимает поздравления с 80-летием Великой Победы
Эта детская фотография уже сама по себе раритет. Она сделана ровно 100 лет назад. А век жизни Николая Загумённова, пожалуй, достоин отдельной книги или фильма. На кителе капитана 1-го ранга – десятки орденов и медалей. Военно-морскую форму он надел еще в 16. А год спустя началась война. Юного курсанта она застала на Валааме, где проходили летние сборы.
«Расположились мы на острове, около 19-го скита, только разбили палатки, только устроились. И приходит командир, строит нас и сообщает: “Германия напала на Советский Союз. Началась война”. Сразу же нас организовали, нас было 100 человек, второй курс туда послали. Мы начали рыть окопы, доты и дзоты», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Николай Загуменнов.
Осенью 1941 года курсантов эвакуировали в Сортавалу. Там в составе зенитного расчета Николай Павлович помогал сбивать немецкие мессершмитты. Так он получил свою первую медаль: «За оборону Ленинграда».
«В основном они летали по ночам, а ночи то светлые, все видно. Когда начали мы их сбивать, они стали осторожно летать. Ставили заградительный огонь. Высота небольшая. И они этот заградительный огонь не все могли прорвать. Те, которые прорывались, бомбили Ленинград, а которые не могли, поворачивали обратно – это на верную смерть идти, заградительный огонь сильный был. Они бросали бомбы до Сортавалы», – рассказал ветеран.
И снова эвакуация. Сначала под Москву, потом – в Баку, где рытье окопов чередовалось с обучением. Затем служба в Каспийской военной флотилии и на Черноморском флоте. На эскадренном миноносце «Железняков» Николай Павлович сопровождал конвой крейсеров в боевых операциях.
«Основная задача наших эскадренных миноносцев была охрана крейсеров “Красный Крым” и “Красный Кавказ”. Мы должны их охранять, то есть если подводная лодка торпедирует, то должны ее взять на себя и защитить корабли. А выходили мы на боевые задания для поддержки с моря 1-го и 2-го Украинского фронта, которые шли в сторону Румынии», – рассказал Николай Загуменнов.
В один из налётов фашисткой авиации Николай Павлович получил контузию, но уже через неделю вернулся в строй. Пожалуй, самой масштабной битвой стало участие в Ясско-Кишиневской операции, которая вошла в число «10 сталинских ударов». 29 августа 1944 года морская авиация начала массировано бомбить с воздуха, а корабли непрерывно обстреливать с моря главную военно-морскую базу фашисткой Румынии Констанцу. Отсюда и медаль «За боевые заслуги».
«Город был очень сильно укреплен. И когда мы их разгромили – там и подводные лодки потопили, корабли все: каботажные и военные – все перетопили и все разбомбили. 4 дня бомбили. Мы с моря, авиация с воздуха и десантники тоже. И когда Констанца пала – Румыния капитулировала», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Николай Загуменнов.
После войны служил на Тихоокеанском флоте, потом в Главном штабе ВМФ – остались фотографии тех времен. Председатель президиума Верховного Совета Ворошилов вручает орден Красной звезды.
Больше 20 лет Николай Загумённов трудился в Петергофе в Научно-исследовательском военном институте, в котором разрабатывал вычислительную технику для флота. Некоторые его изобретения до сих пор засекречены. А ещё военный моряк – увлеченный художник. В акварельных рисунках – любимый Петербург и, конечно, море.
«Море часто снится? Очень… Моря всякое снится. Больше всего мне снятся, когда море бушует. Волнистое», – рассказал Николай Загуменнов.
Каждый год у Николая Павловича есть традиция – рисовать плакат ко Дню Победы. А ещё вспоминать, как 9 мая 1945 года на Дворцовой площади он вместе с товарищами стрелял из ручных ракетниц в небо. Но это уже было мирное небо.