«Мамкиных пирожочков» надо судить по статье». Почему учителя становятся преступниками, а хулиганы остаются безнаказанными
История, которая всколыхнула всю страну, началась банально. В одной из школ Екатеринбурга молодой преподаватель физики проводил урок. Двое восьмиклассников громко разговаривали, использовали нецензурную лексику и игнорировали замечания.
26-летний учитель сделал то, что делали учителя во все времена — попытался навести дисциплину. Он бросил ручку в проход между партами, она отскочила и попала ученику в плечо. Когда подросток начал материться и обращаться к учителю на «ты», физик повел его к директору. Точнее, попытался отвести, взяв за воротник.
Результат? Учитель получил год и шесть месяцев исправительных работ, штраф 120 тысяч рублей, запрет на преподавание на два года и удержание 10% зарплаты в доход государства. Молодой педагог, который мечтал идти по стопам матери-учительницы, теперь устанавливает домофоны.
Родители винят учителейЧто же происходит с современными учениками? Неужели они стали хуже предыдущих поколений? Опытные педагоги в один голос заявляют: дети как дети, проблема в другом.
«Отдельные родители считают, что в подобных ситуациях всегда виноват учитель, который не сумел поставить себя, завоевать авторитет у школьников. Но утверждать, что с любыми подростками можно справиться педагогическими приемами — это ошибка», — отмечают эксперты.
Настоящая беда кроется в поведении родителей. Особенно мам из неполных семей, которые видят в своих отпрысках только «милых ангелочков». Любое замечание учителя воспринимается как покушение на святое.
«Вы во всем виноваты, а мой сыночек просто недопонял», — типичная реакция таких родителей.
Получается парадокс: учитель не имеет права даже повысить голос на хулигана, зато любой школьник может безнаказанно срывать уроки, материться и хамить взрослым.
Катастрофа системыПока родители защищают своих «пирожочков», российское образование переживает настоящую катастрофу. Молодых учителей физики в возрасте до 30 лет в той же Свердловской области всего 119 человек, а старше 60 лет — 244. В других регионах ситуация еще хуже.
В Москве 84% молодых учителей уходят из школы в течение первых двух лет работы. По всей России не хватает более 18 тысяч педагогов, при этом нагрузка на каждого учителя выросла с 11 до 20 учеников за десять лет.
Через пять-десять лет физику в школах будет преподавать практически некому. А что потом? Как страна будет готовить инженеров и ученых для технологического прорыва, если некому объяснить детям основы точных наук?
Молодых педагогов в школах все меньше
Зарплата кассира за нервы хирурга
Почему молодые педагоги массово бегут из школ? Причины очевидны любому здравомыслящему человеку.
Маленькие зарплаты, колоссальная психологическая нагрузка и полное отсутствие свободного времени, особенно, если у педагога есть еще и классное руководство. Педагоги берут по две ставки, чтобы хоть как-то заработать, а после основной работы — еще и кружки, факультативы и репетиторство. 80% учителей не видят перспектив карьерного роста, 60% говорят, что работать в школе становится все сложнее.
Учитель работает и на работе, и после неё
При этом зарплаты учителей составляют всего 78,3% от средней заработной платы по стране. Получается, что педагог получает как кассир в супермаркете, но при этом несет огромную ответственность и подвергается постоянному стрессу.
Не стоит забывать и о том, что работа учителя не заканчивается со звонком с урока. После отведенных уроков педагоги проверяют тетрадки, готовятся к следующим урокам, а классные руководители вообще все время находятся на «боевом посту». При этом в обществе является хорошим тоном рассуждать о том, что учитель — это не профессия, а призвание, по этой логике учитель должен быть счастлив тому, что может изо дня в день выполнять свое предназначение, пытаясь «сеять разумное, доброе, вечное». Однако призвание – это категория очень эфемерная, на хлеб её не намажешь и в магазине ей не расплатишься.
«Учителя не являются ролевыми моделями для школьников, так как успех у нас измеряется финансовой состоятельностью. А хорошо зарабатывающих учителей дети просто не видят», — констатируют социологи.
Сорвал урок — получи по уголовной статьеЧто делать в этой ситуации? Известный публицист Сергей Колясников предлагает радикальное решение: применять к срывающим уроки школьникам статью «Хулиганство».
«Пора начать широко применять статью КоАП и УК «Хулиганство» в отношении школьников, срывающих уроки. Пусть их родители платят, а полиция берет этих деятелей на учет, а в злостных случаях — изолирует. В советских школах именно так и происходило с хулиганами».
Логика железная: если подросток срывает уроки, матерится и хамит учителю — это хулиганство. А хулиганство — это уголовная статья. Пусть родители «пирожочков» и «ангелочков» объясняются с полицией и платят штрафы.
Сейчас же получается наоборот: виноват всегда учитель. Попытался навести дисциплину — стал преступником. Промолчал — позволил хулиганам сорвать урок для всего класса.
Без палки нет пряника
Конечно, можно возразить: «А как же гуманизм? Детей надо любить и понимать!» Но посмотрите, к чему привела эта позиция. Школьники теряют страх перед последствиями своих поступков и вырастают инфантильными эгоистами.
«Мамкины пирожочки» во взрослой жизни будут постоянно сталкиваться с наказаниями. Нарушил ПДД — штраф. Подрался — судимость. Не платил кредит — проблемы с приставами. А ведь все начинается именно в школе, где ребенок должен усвоить простую истину: за плохие поступки следует наказание.
Вместо этого современная школа воспитывает поколение, уверенное в собственной безнаказанности. «Все мы родом из детства», а детство бывает разным.
Когда учитель станет героем?Общественники уже начали собирать деньги для уволенного учителя, а губернатор Свердловской области объявил о создании комиссии по защите прав педагогов. Но помогут ли эти меры?
История с екатеринбургским учителем — это лишь верхушка айсберга. Проблема намного глубже: российское общество перестало уважать профессию педагога. Учителя превратились в бесправных заложников системы, где права есть только у учеников и их родителей.
Без кардинальных изменений в отношении к образованию Россия рискует остаться без квалифицированных педагогов. А значит, и без будущего. Ведь именно в школе закладываются основы всех знаний, которые потом определяют развитие страны.
Может быть, пора перестать делать из хулиганов жертв, а из учителей — преступников?
А вы, уважаемые читатели, что предлагаете изменить в системе образования?
Автор: Влада Крапивина