Маршрутные войны оставили жителей астраханского села без автобусов
Частные маршрутчики встают в позу, а «Волгобасов» не хватает, чтобы справиться с пассажиропотоком. Жителям астраханского села Началово приходится чуть ли не с боем занимать места в дефицитных, скажем так, «синеньких», чтобы добраться до Астрахани на общественном транспорте. Проблемная ситуация, к сожалению, не решается. Попробуем разобраться, что же происходит на маршруте № 190.
17 апреля 2025 года на линию не вышли маршрутки № 190, осуществлявшие движение между Началово и Астраханью. А курсирующих по тому же маршруту автобусов «Волгобас» оказалось недостаточно, чтобы восполнить пробелы. Это привело к транспортному коллапсу, доставив немало проблем жителям нескольких крупных сел Приволжского района. И физических, и временных, и финансовых. Ведь чтобы добраться до областного центра или в обратном направлении, приходилось ездить либо с пересадками, либо на такси, что весьма накладно для многих сельчан. Все-таки заплатить 600 рублей в один конец может позволить себе не каждый. А личные автомобили есть не у всех.
Вольности маршрутчиков
Маршрут №190 – один из самых востребованных. Но и проблемных тоже. До старта транспортной реформы перевозка пассажиров была отдана, по сути, на откуп маршрутков, к работе которых поступало немало претензий. То график не соблюдают, то нужную остановку пролетят, то до конечной не доедут, то пользуются неисправными «Газелями».
К примеру, в марте 2024 года астраханские полицейские сняли с линии и эвакуировали на штрафстоянку «Газель», работающую на маршруте №190. У транспортного средства оказалось неисправное рулевое колесо. Также выяснилось, что водитель использовал этот микроавтобус еще и на маршруте № 112, что является нарушением закона.

Это один пример. Да и вскрылся он лишь потому, что на «Газель» обратили внимание правоохранители во время профилактического рейда. Кто знает, сколько такая сомнительная маршрутка возила пассажиров, рискуя, по сути, их жизнями. И то, что обошлось без пострадавших, можно, наверное, считать счастливой случайностью.
«Синенькая» надежда
Новость о запуске «синеньких» из областного центра в Началово в рамках транспортной реформы сельчане восприняли, как говорится, на ура! Правда, произошло это не сразу. Первый конкурс по поиску перевозчика, запущенный региональным минтрансом, провалился. Желающих осуществлять данные межмуниципальные перевозки заявилось аж три: два индивидуальных предпринимателя и ООО «Центр маршрутных перевозок». Увы, конкурсная комиссия все заявки отклонила.
Сельчанам пришлось ждать нового конкурса. То есть, еще несколько месяцев. Попытка №2 оказалась результативной. С 21 декабря 2023 года между Началово и Астраханью начали ездить «Волгобасы». Предполагалось, что маршрут №190 будет обслуживать одиннадцать «синеньких» среднего класса, ежедневно с 6-и часов утра и до 22-х часов вечера с интервалом движения от 17-и до 50-и минут в зависимости от дня недели и времени суток.

Сельчане, конечно, надеялись, что с запуском межмуниципальных «новобранцев» их транспортные мучения отправятся в прошлое. Увы, реальность оказалась не такой карамельной. В настоящее время «Волгобасов», предусмотренных для этого маршрута, оказалось недостаточно. Слишком мало, чтобы справиться с таким количеством пассажиров. Ходят «синенькие» с интервалом в 40-60 минут и порой переполнены, что называется, под завязку.
Протестная акция от частников
Маршрутчики, чувствуя слабость конкурента, видимо, решили помериться с ним силами. Сначала сократили маршрут, отказавшись ездить дальше Началово. Потом отправили в стоп-лист конечную остановку в Астрахани, мол, им это не выгодно. Пассажиров ставят перед выбором: либо ждите «Волгобас», либо добирайтесь с пересадками.
А 17 апреля даже такая «ломанная» система сломалась. Забастовка маршрутчиков показала всю дефицитность «синеньких». Как рассказали началовцы, на остановках образовались большие очереди. Люди чуть ли не дрались за места в автобусах.
Апрельская «акция протеста» — не первая на маршруте № 190. Маршрутчики отказывались выходить на линию и раньше, показывая таком образом свое неудовольствие появлением «Волгобасов». Мол, хлеб отнимают. И найти управу на таких «протестантов» у профильных служб и ведомств пока не получается.
Маятник качнулся в пользу автобусов
Вообще война маршрутчиков с «синенькими» стартовала одновременно с транспортной реформы, которая запущена с января 2023 года. С первых же дней, когда на улицы Астрахани вышли первые магистральные автобусы большой вместимости, маршрутчики «пошли в атаку». Маршрутки начали делить с «гигантами» дорогу и пассажиров. Подрезали, обгоняли, чтобы добраться до остановки первыми. И это не редко становилось причиной ДТП.

Да и работающие в городе маршруты не всегда совпадают с желаниями и потребностями пассажиров. К примеру, в апреле текущего года было приостановлено действие свидетельства на перевозки маршруток № 7с и 63с. Но путь автобуса, курсирующего здесь, не совпадает с тем, по которому ездили «Газели». Новый вариант оказался неудобным для астраханцев.
Но в целом в Астрахани, судя по всему, маршрутчики битву с автобусами проигрывают. «Синенькие» все больше завоевывают рынок пассажирских перевозок. Хотя в городе еще остаются маршруты, по которым автобусы большого и среднего класса не проедут. Чтобы перекрыть все «узкие места», нужны, конечно, и микроавтобусы.
«Фронт» сместился
Однако на межмуниципальных маршрутах раунды, по сути, пока остаются за маршрутчиками. И заложниками такого противостояния становятся сельчане. И речь здесь идет не только о жителях Началово, но и многих других сел, в разных районах области.
О таких локальных «горячих точках» портал Astrakhanpost.ru рассказывал не раз. К примеру, ситуация с сообщением между селом Евпраксино Приволжского района и Астраханью. С 11 февраля 2025 года прекратили движение микроавтобусы по маршруту №105, соединяющие два этих населенных пункта. Таким образом, повторилась ситуация, с которой сельчане сталкивались тремя месяцами ранее.

19 февраля «синенькие» вернулись в село. Для Евпраксино было организовано временное транспортное обслуживание автобусами маршрута № 116, схему движения которых скорректировали, обещая местным жителям до десяти рейсов в день до тех пор, пока на линию не выйдет новый перевозчик. Однако со временем обещанная частота №116 значительно сократилась. Почти вдвое.
С отсутствием прямого сообщения с областным центром сталкиваются многие села. К примеру, мы получали жалобы из Черноярского, Приволжского и Еностаевского районов. В профильном министерстве обещают сформировать новую маршрутную сеть, которая включит все населенные пункты Астраханской области. Но когда же наступит это светлое будущее, вопрос пока открыт. Маршрутчики, чувствуя свою значимость по ряду маршрутов, пытаются выбить себе привилегии. В том числе и с помощью забастовок. А страдают от этого люди. Те самые сельские жители, которым нужно добираться на работу, учебу, в медучреждение.