Масштабную ретроспективу Эрнста Неизвестного представили в Третьяковской галерее к 100-летию художника

Масштабную ретроспективу Эрнста Неизвестного представили в Третьяковской галерее к 100-летию художника

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника». Масштабная ретроспектива представляет более 150 произведений выдающегося отечественного скульптора Эрнста Неизвестного и впервые всесторонне раскрывает эволюцию его художественного языка.

В музее также отметили, что выставка стала логичным завершением празднования 80-летия Великой Победы. Проект подчеркивает вклад Неизвестного – фронтовика, офицера и кавалера боевых наград – не только в искусство, но и в историю страны. Представленные произведения скульптуры, графики и живописи из музейных и частных собраний позволяют заново открыть его многогранное наследие, которое остается актуальным и в XXI веке.

Так, открывает экспозицию раздел «Война – это...», в котором представлены скульптурные и графические работы мастера второй половины 1950-х – середины 1970-х годов. Здесь можно увидеть экспериментальные скульптуры Неизвестного «Солдат, пронзаемый штыком», «Ядерный взрыв», «Два лица». Рядом также показаны ранние пластические опыты художника, такие как «Мулатка» и «Портрет разнорабочей Бейсбары», и произведения на тему труда, перекликающиеся с эстетикой «сурового стиля» – «Высота» и «Портрет колхозницы Антонины Скопиной».

Большая часть проекта посвящена знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Москве. Посетители узнают о легендарной дискуссии между скульптором и Никитой Хрущевым, после которой Неизвестный на годы оказался в творческой изоляции, а также о том, каким было официальное, авангардное и умеренно модернистское искусство в то время. Здесь показаны работы Неизвестного периода «оттепели» вместе с произведениями других скульпторов эпохи. У гостей музея будет возможность сопоставить их с живописными произведениями «сурового стиля», работами Фалька и Кончаловского 1920–1930-х годов, полотнами Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Константина Юона и скульптурами Матвея Манизера, Евгения Вучетича и других авторов, которые также представлены в экспозиции.

Особое внимание также уделено монументальным работам мастера, воплощающим авторскую мифологию. На выставке представлены динамичные пластические образы «Пророк», «Кентавр», «Атлант», «Икар» и более спокойные фигуры «Тотем», «Оборотень», «Минотавр с ножом» и другие. Скульптуру дополняют произведения живописи на мифологические темы, что позволяет создать единое символическое пространство. Кроме того, в залах можно будет увидеть разномасштабные варианты знаковой скульптуры Неизвестного «Орфей», которая с 1994 года была утверждена в качестве престижной награды телевизионной премии «ТЭФИ».

Завершает выставку раздел «Древо жизни», посвященный одноименному грандиозному проекту, над которым Неизвестный размышлял еще с конца 1950-х годов. Задуманное как синтез скульптуры и архитектуры, это более чем стометровое сооружение в форме «семи витков ленты Мебиуса» должно было стать воплощением идеи вечности. Уменьшенная семиметровая версия проекта была реализована в Москве – в 2004 году скульптурная композиция «Древо жизни» украсила вестибюль пешеходного моста «Багратион» около выхода на станцию метро «Деловой центр».

Выставка продолжит работу до 12 мая 2026 года.

 

Министерство культуры РФ Министерство культуры РФ

15:05
20
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025