Масштабную ретроспективу Эрнста Неизвестного представили в Третьяковской галерее к 100-летию художника
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника». Масштабная ретроспектива представляет более 150 произведений выдающегося отечественного скульптора Эрнста Неизвестного и впервые всесторонне раскрывает эволюцию его художественного языка.
В музее также отметили, что выставка стала логичным завершением празднования 80-летия Великой Победы. Проект подчеркивает вклад Неизвестного – фронтовика, офицера и кавалера боевых наград – не только в искусство, но и в историю страны. Представленные произведения скульптуры, графики и живописи из музейных и частных собраний позволяют заново открыть его многогранное наследие, которое остается актуальным и в XXI веке.
Так, открывает экспозицию раздел «Война – это...», в котором представлены скульптурные и графические работы мастера второй половины 1950-х – середины 1970-х годов. Здесь можно увидеть экспериментальные скульптуры Неизвестного «Солдат, пронзаемый штыком», «Ядерный взрыв», «Два лица». Рядом также показаны ранние пластические опыты художника, такие как «Мулатка» и «Портрет разнорабочей Бейсбары», и произведения на тему труда, перекликающиеся с эстетикой «сурового стиля» – «Высота» и «Портрет колхозницы Антонины Скопиной».
Большая часть проекта посвящена знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Москве. Посетители узнают о легендарной дискуссии между скульптором и Никитой Хрущевым, после которой Неизвестный на годы оказался в творческой изоляции, а также о том, каким было официальное, авангардное и умеренно модернистское искусство в то время. Здесь показаны работы Неизвестного периода «оттепели» вместе с произведениями других скульпторов эпохи. У гостей музея будет возможность сопоставить их с живописными произведениями «сурового стиля», работами Фалька и Кончаловского 1920–1930-х годов, полотнами Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Константина Юона и скульптурами Матвея Манизера, Евгения Вучетича и других авторов, которые также представлены в экспозиции.
Особое внимание также уделено монументальным работам мастера, воплощающим авторскую мифологию. На выставке представлены динамичные пластические образы «Пророк», «Кентавр», «Атлант», «Икар» и более спокойные фигуры «Тотем», «Оборотень», «Минотавр с ножом» и другие. Скульптуру дополняют произведения живописи на мифологические темы, что позволяет создать единое символическое пространство. Кроме того, в залах можно будет увидеть разномасштабные варианты знаковой скульптуры Неизвестного «Орфей», которая с 1994 года была утверждена в качестве престижной награды телевизионной премии «ТЭФИ».
Завершает выставку раздел «Древо жизни», посвященный одноименному грандиозному проекту, над которым Неизвестный размышлял еще с конца 1950-х годов. Задуманное как синтез скульптуры и архитектуры, это более чем стометровое сооружение в форме «семи витков ленты Мебиуса» должно было стать воплощением идеи вечности. Уменьшенная семиметровая версия проекта была реализована в Москве – в 2004 году скульптурная композиция «Древо жизни» украсила вестибюль пешеходного моста «Багратион» около выхода на станцию метро «Деловой центр».
Выставка продолжит работу до 12 мая 2026 года.

