Месяц безвиза в Китай: туристы едут, минуя туроператоров

Месяц безвиза в Китай: туристы едут, минуя туроператоров

Сегодня агрегаторы подвели итоги месяца после отмены Китаем виз для россиян. Спрос вырос более чем в 2 раза. при этом динамика в организованном туризме скромнее. О том, как изменился спрос на КНР и есть ли проблемы у россиян на границе, эксперты сегодня, 15 октября, рассказали Profi.Travel.

Ничего драматичного нет

Генеральный директор «Транс-Шоу Тур» (TS tours) Сергей Назаров подчеркнул, с серьезными проблемами туристы на границах не сталкиваются.

Однако, если в первые одну-две недели все проходило максимально гладко, то сейчас появляются сообщения о различных сложностях. Например, туристам задают вопросы о турецких штампах, обратных билетах.

В целом, по мнению экспертов, ничего драматичного нет. Очереди наблюдаются, но они были всегда и сейчас не увеличились.

Самостоятельных туристов стало в 2-2,5 раза больше

По информации агрегаторов, выросло количество тех, кто отправился в Китай с 15 сентября по 15 октября, и тех, кто бронировал в это время авиабилеты и отели на более дальние даты.

Так, по данным «Туту», в первый месяц безвизового режима спрос на перелёты в Китай увеличился на 60% по сравнению с прошлогодним. За месяц безвизового режима отели в Китае стали бронировать на 84% чаще, чем в 2024 году, а в материковой части — в два раза, сообщила пресс-служба сервиса путешествий.

В «Яндекс Путешествиях» отметили, что спустя месяц после введения безвиза количество бронирований отелей в Поднебесной выросло в 2,4 раза, а авиабилетов — в 5 раз.

Интерес к стране наблюдается как при планировании повседневных поездок, так и для отдыха в период ноябрьских и новогодних праздников.

«Китай стал настоящим хитом выездного туризма для россиян этой осенью. Интерес к направлению продолжает расти, и к Новому году спрос на отдых в Поднебесной среди самостоятельных туристов может вырасти до 2,5-3 раз. Таким образом Китай может уверенно войти в топ-5 зарубежных направлений на Новый год, а мы увидим новый тренд — колоритные китайские улочки вместо европейских рождественских ярмарок», — цитирует пресс-служба «Яндекса» слова директора Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александра Брагина. Если в августе Китай входил в топ-10 направлений для зарубежных авиаперелетов, то на период будущих новогодних праздников занял 2 место.

По данным «Туту», средний чек за билет туда-обратно составил 75,4 тысячи рублей — на 17% дороже, чем месяцем ранее. А вот средняя стоимость забронированной ночи, по статистике Туту, снизилась на 7% — до 8,1 тысячи рублей.

В «Яндекс Путешествиях» привели такие данные: средняя цена за ночь в отелях КНР составляет 10 390 рублей. В числе выгодных направлений — Чэнду (6 100 рублей), Сиань (6 130 рублей), Иу (6 480 рублей).

Только ли безвиз обеспечил рост, и что с клиентами туроператоров?

В организованном туризме, по словам экспертов, данные иные. Еще месяц назад эксперты выражали мнение, что безвиз может вызвать отток клиентов туроператоров, так как туристы предпочтут самостоятельные путешествия. Правда, обсуждалась и версия, что этот отток может быть нивелирован общим ростом спроса на поездки в КНР.

«Естественно, туристы пытаются сейчас уехать в Китай, минуя туроператоров, поскольку все стало гораздо проще. При этом нельзя сравнивать месяц после безвиза с месяцем до него, потому что наступил высокий сезон. Спрос повысился в октябре — это пик сезона, — отметил Сергей Назаров. — Но все связывают увеличение именно с введением безвиза с 15 сентября».

Эксперт подчеркнул, что у туроператоров спрос тоже повысился, но не в разы. Серьезные цифры в основном у тех, у кого этот рост идет с низкой базы.

Кстати, данные подтвердили в «Слетать.ру»: уровень спроса на туры в Китай с бронированиями с 15 сентября по 15 октября и заездами в течение всего 2025 года на 16% превышает аналогичные показатели бронирований месяцем ранее (с 15 августа по 15 сентября). Если же сравнивать данные бронирований с 15 сентября по 15 октября этого и прошлого годов — увеличение существенно выше, но не в 2-2,5 раза, а на 68%. Число туристов, которые отдохнули в Китае в первый месяц после безвиза, на 73,2% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Вместе с увеличением количества туристов упал средний чек. Вероятно, стало больше бюджетных путешественников. Средний чек на туры в Китай, по данным «Слетать.ру», снизился на 14,1%, до 142 150 рублей.

Новые направления и классика

По данным «Яндекс Путешествий», наибольшим спросом пользуются традиционно популярные у туристов направления: Шанхай (29% от общего количества бронирований зарубежных отелей), Пекин (23%), Гуанчжоу (9%).

В первый месяц безвизового режима треть россиян (31%) выбрала Пекин, следует из статистики сервиса путешествий «Туту». В пятёрку популярных направлений также вошли Шанхай (22%), Гуанчжоу (14%), Харбин (10%) и Шэньчжэнь (5%).

У «Слетать.ру» статистика такая: в топ курортов в рамках путешествий по Китаю в течение 2025 года входят: о. Хайнань, Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Далянь.

Вероятно, география путешествий россиян вскоре расширится. Сергей Назаров рассказал, что китайские провинции сейчас пытаются активнее выходить на российский рынок. Состоялась серия рекламных туров, российским туркомпаниям показывали новые места, локации. При этом он отметил, что туроператоры пока пытаются восстановить те объемы, которые были до 2020 года.

На рынке вновь чувствуется интерес к круизам по Янцзы, хороший спрос на парк Чжанцзяцзе, где снимался фильм «Аватар».

В «Интуристе» ранее рассказывали, что к старту безвиза запустили порядка 20 новых экскурсионных программ по городам материкового Китая. В «Русском Экспрессе» также говорили о расширении групповых программ, которых в итоге должно стать в два раза больше.

В Tez Tour подтвердили: Хайнань — в лидерах, но с запуском безвизового режима интерес туристов начинает смещаться и к крупным городам материкового Китая — Пекину, Шанхаю и другим. «Однако, стоит отметить, что пока туристы присматриваются к крупным городам как к возможности уехать туда на пару дней в качестве экскурсионной программы. Уверены, что совсем скоро направление привлечет новую волну туристов, которые будут полноценно выбирать отдых на материковом Китае и его комплексное изучение», — добавили эксперты туроператора.

«Новые программы будут внедряться, Китай огромен и неисчерпаем — 65% территории России. Естественно, это огромное культурное наследие, в том числе и нематериальное, находящееся в списке ЮНЕСКО, природные достопримечательности», — подчеркнул Сергей Назаров.

Однако с самостоятельными путешественниками, как рассказал эксперт, китайские принимающие компании не слишком горят желанием работать, так как это сложный процесс. Если в B2B все работает безотказно, то B2C есть трудности с получением оплаты, согласованием тура. Кроме того, самостоятельные туристы чаще меняют программу и могут сделать это в последний момент. А китайские туркомпании не обладают сейчас таким штатом, чтобы решать эти вопросы.

Руководитель турагентства поделилась с Profi.Travel историей: туристка заболела, не смогла поехать в тур и теперь требует вернуть ей полную стоимость, включая комиссию. Клиентка оказалась непростой с самого начала: собиралась в Италию, но когда ей начали организовывать визовую поддержку, передумала и выбрала Турцию. Тур подбирали долго. Когда поездку отменили из-за ее болезни, туроператор вернул деньги за вычетом агентского вознаграждения. Туристка требует оставшуюся сумму у агентства. В турфирме против: считают, что деньги честно заработаны, учитывая то количество сил и времени, что были потрачены на клиентку. Юристы рассказали Profi.Travel, возможно ли сохранить агентскую комиссию.

«Ко мне обратилась женщина по рекомендации — изначально она хотела оформить визу в Италию. Мы в том числе оказываем услуги по сопровождению клиентов при получении виз: готовим документы, консультируем, записываем на подачу, — рассказал руководитель турагентства. — Италия тогда очень долго рассматривала заявки. У клиентки вылет был уже через пару месяцев, и она начала переживать, что не успеет получить визу. Мы записали её на подачу документов, но так как оплата от неё не поступила, запись отменили. Она решила, что в Италию пока не полетит. Мы предложили подобрать другой вариант отдыха. Менеджер потратила немало времени, чтобы помочь ей определиться: туристка сомневалась, волновалась, что «закроют аэропорт» или «она застрянет». В итоге выбрала тур в Бодрум».

После бронирования общение продолжалось — клиентка регулярно писала, переживала, уточняла, интересовалась, не отменят ли рейсы.

За три дня до вылета туристка сообщила, что заболела COVID-19 и никуда не поедет. У неё была справка. «Мы предупредили, что аннуляция с таким сроком приведет к штрафам и возврат возможен не в полном объеме. Со своей стороны, мы можем только подать запрос на минимизацию ФПР. Туроператор после запроса вернул около 50% стоимости тура, — пояснили в агентстве. — Позже туристка направила досудебную претензию туроператору и параллельно прислала претензию нам — с требованием вернуть агентское вознаграждение. Мы ответили, что свою работу выполнили полностью, и оно возврату не подлежит».

Через несколько дней туроператор всё же вернул почти всю сумму (удержали около 3 000 руб.). Мы перевели деньги клиентке. После этого она снова написала нам с просьбой подтвердить фактические расходы, так как, по мнению её юриста, оснований удерживать вознаграждение нет.

«Юридически, возможно, у нее есть аргументы, но по-человечески ситуация очень неприятная: с этим клиентом была проведена огромная работа — от визового сопровождения до подбора тура, постоянных консультаций и помощи с аннуляцией. Потрачено много времени и сил, а теперь получается, что мы работали бесплатно», — отметила руководитель компании.

По мнению юристов, ситуация непростая. «Вопрос агентского вознаграждения не урегулирован напрямую законом. С точки зрения положений гражданского кодекса об агентских отношениях, вознаграждение выплачивается на условиях, предусмотренных агентским договором. Проблема в том, что в нем далеко не всегда указана реальная сумма агентского вознаграждения. Кроме того, может быть очень много дополнительных условий для получения комиссии. Например, нередко в договорах указано, что если турист не отдохнул, то турагент теряет право на вознаграждение», — пояснила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.

При этом юрист рассказала, какие аргументы чаще всего оказываются выигрышными в суде. Агенту стоит исходить из позиции, что вознаграждение он получает не от туриста, а от туроператора, действуя по его поручению. А ФЗ «Об основах туристской деятельности» предусматривает ответственность туроператора в рамках всей стоимости тура. Поэтому логично все требования туриста направлять именно туроператору.

«Я бы на месте турагента настаивала на том, что все претензии по этому поводу нужно предъявлять туроператору, — отметила юрист. — И объясняла, что агентство, со своей стороны, всю работу с клиентом провели и весь комплекс услуг оказали. Ну, а дальше нужно быть готовым отстаивать свою позицию в случае обращения в суд как туриста, так и туроператора».

Мария Чапиковская уточнила: такая позиция на практике признается судами, но не повсеместно.

При этом туроператор в дальнейшем действительно вправе самостоятельно разбираться с агентом, исполнил ли он условия агентского договора для получения вознаграждения. Это может решаться, например, в арбитражном суде.

Вопрос агентского вознаграждения поднял в своем телеграм-канале и юрист в сфере турбизнеса Игорь Косицын. Он напомнил, что отказ от поездки по независящим от туриста обстоятельствам, в том числе болезни, «дает право на расторжение договора, но не дает безусловного права на возврат денежных средств в полном объеме».

«Вообще, эта часть ст. 10 закона «Об основах туристской деятельности», на мой взгляд, является избыточной и только вносит путаницу, т.к. статьей 32 закона «О защите прав потребителей» и так предусмотрено право потребителя на отказ от услуг по любой причине», — написал он. Единственные основания, при которых возможен 100% возврат денежных средств в случае добровольного отказа от поездки туристом — это мобилизация и применение ст. 14 закона «Об основах туристской деятельности», т.е. угроза безопасности жизни и здоровья на территории страны временного пребывания.

Если речь идет о невозможности отправиться в тур, порядок возврата средств зависит от того, была ли оплачена поездки по России или за рубеж, уточнил Игорь Косицын.

«По турам на территории РФ при болезни, подтвержденной документально, турист имеет право на возврат большей части стоимости тура (за авиабилеты и за размещение (за минусом 1 ночи) ему точно должны вернуть, за остальные услуги — за минусом ФПР, вознаграждение турагента — в зависимости от условий агентского договора и конкретной ситуации). По зарубежным турам — положен только возврат за авиабилеты, за остальные услуги — за минусом ФПР», — резюмировал юрист.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

20:06
109
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025