Миллиарды в трубу: Астраханская область неэффективно использовала выделенные на коммуналку деньги
О достижениях в обновлении коммунального хозяйства Астраханской области власть имущие часто рапортуют в своих отчетах. Но у аудиторов появились претензии к расходованию денег, выделенных региону из федеральной казны на обновление коммунальной инфраструктуры. Средства межбюджетных трансфертов и инфраструктурных бюджетных кредитов были использованы неэффективно. Правда, не всегда по вине чиновников. К такому выводу пришла Счетная палата России.
За счет межбюджетных трансфертов финансировались работы на четырех объектах ЖКХ. Но только один, как выяснилось, был введен в эксплуатацию. Да и то с задержкой в восемь месяцев. А два так и не были сданы. Более того, степень их готовности на 1 января 2025 года чуть превысила 50%.
«Из четырех объектов коммунальной инфраструктуры, реализуемых в 2022–2024 годах, один объект («Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области») введен в эксплуатацию позже установленного срока на 8 месяцев, два объекта («Водоснабжение р. п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области», «Реконструкция очистных сооружений канализации СОСК МУП г. Астрахани «Астрводоканал» (1 этап)» не введены в эксплуатацию в запланированные сроки и имеют недостаточный уровень технической готовности по состоянию на 1 января 2025 года (57,6 и 51,3 % соответственно)», — сообщается в отчете Счетной палаты.
Счетная палата считает, что контроль за использованием казенных денег со стороны властей недостаточный. В результате целевые показатели не соблюдаются, а график выполнения – сдвигается. Такая ситуация создает риски для своевременного возврата инфраструктурных кредитов. И для выплаты процентов, соответственно, тоже. Выявленные «сбои» негативно отражаются на бюджетной системе. А также приводят к удорожанию строительства.
«Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области нарушены порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в части достижения результатов использования субсидий по строительству, реконструкции и ремонту объектов ЖКХ Астраханской области», — отмечается в отчете Счетной палаты.

Кроме того, федеральные аудиторы указывают несколько системных проблем механизма инфраструктурных кредитов. В частности, речь идет об отсутствии четких критериев и отбора проектов на уровне региона, о снижении дисциплины из-за того, что региональные власти не несут ответственности за не достижение целей.
Однако не всегда неэффективность использования казенных средств происходит по вине чиновников. Большинство проектов с инфраструктурными бюджетными кредитами стартовали в Астраханской области в 2022 году. В этот период усилилось санкционное давление, что привело к резкому росту стоимости строительных материалов. Такие внешние факторы эксперты назвали одной из ключевых причин срывов по условиям договоров.
Стоит также добавить, что министерство строительства и ЖКХ Астраханской области сотрясают коррупционные скандалы. Только за последнее десятилетие обвинительный вердикт суда за различные преступления получили 8 министров и их заместителей. В том числе и за деяния, связанные с реализацией программы «Чистая вода». Подробности издание Astrakhanpost.ru рассказывало ранее.
Конечно же, частая смена руководителей ведомства и чуть ли не регулярные следственные действия стопорят деятельность чиновников. И это не может не сказываться на реализации программных мероприятий.
По результатам проверки Счетная палата рекомендовала Минфину РФ переработать нормативную базу для новых казначейских инфраструктурных кредитов с учетом выявленных недостатков, чтобы снизить риски.