Минэк может разрешить туроператорам снизить взносы в Резервный фонд до 1 рубля

Минэк может разрешить туроператорам снизить взносы в Резервный фонд до 1 рубля

Регулятор туристической отрасли проработает вопрос снижения взноса туроператоров в Резервный фонд до 1 рубля, а также рассмотрит возможность использования процентов, которые копятся в фондах компаний, в инвестиционных целях. Об этом сообщил директор Департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития Георгий Груша по итогам заседания рабочей группы при Комитете Госдумы по туризму, которое состоялось 15 апреля.

Как пояснили первые лица крупных российских туроператоров, принявших участие во встрече, предложения по снижению суммы взносов и более рациональному использованию средств фондов были направлены и в Минэкономразвития, и в профильный комитет Госдумы уже давно. Это первая обратная связь, полученная от властей. По мнению большинства, начало к обсуждению важной темы положено, сопротивления со стороны регулятора нет.

Аргументы, которые привели туроператоры, а также руководство ассоциации «Турпомощь» и представители Российского союза туриндустрии на заседании, были просты: ежегодно из оборотных средств компаний вынимается огромные суммы средств, которые лежат «мертвым грузом» и не могут быть использованы для развития бизнеса. При этом, как уточнил глава «Турпомощи» Александр Осауленко, к концу 2025 года в Резервном фонде будет 600 млн рублей. Эвакуация туристов, между тем, не требовалась ни разу, начиная с 2019 года. И риски ее сегодня крайне низкие. Как минимум потому, что сейчас туроператоры гораздо активнее используют не чартерные, а регулярные программы авиакомпаний. А в этом случае, даже если туристам понадобится вывоз на родину, ответственность за него несет перевозчик.

«Даже если потребуется какая-то эвакуация, что очень маловероятно, средств в Резервном фонде более чем достаточно, — подтвердила гендиректор туроператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная. — Но денежные средства должны работать, они должны быть направлены на развитие направлений, в том числе и внутренних, потому что у нас больше нет деления на туроператоров выездного и внутреннего туризма, каждый из нас занимается всем сразу. И в ряде случаев доля внутреннего продукта выше, чем международного. В том числе и поэтому я не вижу смысла бесконечно наполнять фонд — таких рисков, как прежде, нет».

Руководитель туроператора Fun&Sun подтвердил это в цифрах. Он рассказал, что прямо сейчас у компании отдыхает за границей около 25 тыс. туристов. И если вдруг по какой-то причине понадобится вывезти их, то сложностей с оплатой не возникнет.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин обратил внимание: это — показатели крупного туроператора. Не так много игроков рынка отправляют за рубеж клиентов в таком же количестве, у большинства локальных компаний турпоток гораздо меньше. А значит средств, накопленных в фонде, должно хватить даже на самую непредсказуемую ситуацию. По расчетам, максимум, который может потребоваться, это около 450 млн рублей. На данный момент в фонде уже больше средств.

«Даже когда были банкротства туроператоров, нам не пришлось распаковывать эту „кубышку“, — добавила замгендиректора Anex Яна Муромова. — Теперь — это тем более вряд ли случится».

Реакция представителя Минэкономразвития была достаточно осторожной. «В целом мы готовы согласиться с тем, что тот фонд, который на сегодняшний день сформирован, действительно позволит закрыть значительную долю рисков, которые у нас есть относительно банкротств туроператоров, — сказал Георгий Груша. — Однако по крупным компаниям, хоть риски и минимальны, но мы должны иметь какие-то дополнительные инструменты защиты». Он пояснил, что хотел бы получить больше конкретики от игроков рынка — их расчеты и гарантии защиты интересов туристов. Представители туроператоров пообещали их предоставить.

Помимо вопроса снижения взноса в Резервный фонд на заседании обсудили также возможность использования процентов, которые копятся в фондах туроператоров. Как пояснил генеральный директор Fun&Sun Владимир Рубцов, на данный момент у туроператора в ФПО уже 1,5 млрд рублей, а по итогам текущего года добавится еще 1,3 млрд. Но получить даже проценты с этих средств сегодня компания не может никак. Единственный вариант — прекратить туроператорскую деятельность, тогда деньги можно вернуть.

Георгий Груша прокомментировал предложение так: если эти средства будут направляться именно на инвестиции в развитие компании, на цели, которые прописаны в нацпроекте, то регулятор не будет против. Эту инициативу также договорились проработать более детально.

На встрече также предварительно пришли к соглашению по поводу сдвига сроков обязательных платежей туроператоров, которые сейчас приходятся на апрель, то есть самое неудачное время — перед началом высокого сезона, когда средства нужны на депозиты в отелях и авиакомпаниях. Представитель Минэка заявил, что перенести сроки на конец сезона не будет проблемой.

В целом участники рынка и представители ассоциации «Турпомощь» и РСТ остались довольны взаимодействием с регулятором. По их оценкам, дело сдвинулось с мертвой точки, встреч и обсуждений наверняка предстоит еще много, но основной результат сегодня состоит в том, что в Минэкономразвитии услышали их и выразили готовность сотрудничать.

Авиабилеты в Сухум появились в продаже. Пока в доступе только рейсы «ЮВТ АЭРО» по маршруту Внуково—Сухум с 3 мая и авиакомпании «Икар» из Нижнего Новгорода в Сухум с 6 мая.

Спрос будет, отмечают эксперты. Но не на майские праздники. Стоимость авиабилетов — от 27 тыс. руб. в оба конца (3-10 мая). До Адлера можно долететь и за 25 тыс. руб., однако багаж оплачивается отдельно. В целом, по мнению экспертов, цены вполне конкурентны.

«Да, туристы планируют отдыхать в Абхазии в эти даты. Будут ли они покупать авиабилеты на лето? Ну да, будут. Но эта новость не так быстро обрабатывается нашими туристами, — прокомментировал ситуацию генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. — Даже если они сегодня об этом узнают, им надо с семьей посоветоваться, обдумать цены и так далее. То есть это займет какое-то время. Раскрутка нового аэропорта — это не однодневное событие, должно пройти как минимум несколько недель».

Другие эксперты с ним согласны. Не сразу, но спрос будет. «Стоимость авиабилетов высоковата, но она не сильно выше, чем цена купе или авиабилетов до Адлера. Думаю, туристы, предпочитающие объекты высокого уровня, решат сэкономить время. Например, билет в купе поезда Москва — Адлер на июнь — это от 10 тыс. руб. в одну сторону, плацкарт — от 6 тыс. руб., но мест уже нет», — рассказала директор по продукту компании «Мультитур» Евгения Кизей.

По ее словам, туристы все равно полетят. Тем более авиаперелет до Сухума удобнее, чем дорога до Сочи и дальнейшее пересечение границы.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

19:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025