Минпромторг решил стандартизировать детские игрушки
В России начнут маркировать игрушки, не прошедшие социально-психологическую экспертизу в соответствии с новым национальным стандартом. Среди критериев — оправдание насилия, сексуальные действия, отрицание семейных ценностей и даже «провоцирование у ребенка желания употребить наркотики». О том, какие еще методы и формы борьбы с небезопасными игрушками находятся в разработке и почему борьба эта будет нелегкой, рассказали эксперты и депутаты Госдумы. «Парламентская газета» приводит подробности.
Поручения есть, результатов нетКак подчеркнула вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова, запрос на патриотический контент и патриотические товары среди населения России сегодня высок — об этом, в частности, говорят результаты опросов. Но производители игрушек этот запрос удовлетворять не спешат.
«Простой пример — у нас Федеральным законом 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» предусмотрена экспертиза игрушек — в том числе социальная, психологическая и педагогическая, — отметила Кузнецова на заседании межфракционной рабочей группы по законодательной реализации государственной политики в сфере сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которое прошло в Госдуме во вторник, 8 апреля. — И соответствующие поручения даются. Вот только реализации их мы не видим. Кто-то отговаривается тем, что это якобы противоречит каким-то международным торговым соглашениям. А Роскачество, например, заявляет, что экспертиза одной игрушки стоит 700 тысяч рублей. Не серии, а именно единицы. Конечно, это недопустимо».
Хватает пробелов и в законодательстве. Так, Анна Кузнецова напомнила о том, что недавно был принят приказ Минпросвещения, который установил перечень средств обучения и воспитания для реализации дошкольных образовательных программ. Помимо прочего, он предусматривает закупку «товаров патриотического содержания». Однако, что это и как их классифицировать, неясно — ни в одном другом нормативном акте такое понятие не закреплено.
Анна Кузнецова. © Игорь Самохвалов/ПГ
«В связи с этим мы предлагаем рассмотреть вопрос о расширении перечня классификации товаров и дополнения его категорией «товары патриотического содержания», где будут четко закреплены их классифицирующие признаки», — подчеркнула вице-спикер.
Осложняется дело еще и тем, что рынок детской игрушки не стоит на месте. По словам директора Фонда культурных инициатив Романа Карманова, он буквально завален продукцией низкого качества — причем не только «материального», но и «духовного». Такая продукция, как правило, дешева и поэтому пользуется спросом. Однако, какой вред она способна принести детям, не может предсказать никто.
«Безусловно, пока что мы проигрываем рынок детских товаров иностранным производителям, — констатировал Карманов. — Отечественные компании на нем представлены, но их доля минимальна».
Послабления в законеПроредить импортную продукцию может новый национальный стандарт, подготовленный в Минпромторге. Как отметил Роман Карманов, помимо прочего, он вводит особые социально-психологические критерии, которым должны будут соответствовать игрушки.
© freepik.com
«Предусматривается запрет на продажу товаров, содержащих один из десяти установленных ключевых критериев, — пояснил Карманов. — Это игрушки, представляющие угрозу жизни, игрушки, побуждающие желание употреблять наркотические вещества, игрушки, направленные на сексуальные действия, отрицание семейных ценностей, обосновывающие допустимость насилия и так далее. Также все игрушки предполагается разделить на две большие группы: для детей до шести лет и старше шести лет. Предусматривается маркировка игрушек, не прошедших психологическую экспертизу».
Спикер подчеркнул, что национальный стандарт будет рекомендован к использованию поставщиками, дистрибьюторами, торговыми сетями и даже родителями.
Параллельно планируется уладить целый ряд вопросов, связанный с нашими персонажами и производителями. Так, например, основатель и президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина предложила облегчить существующее законодательство и убрать из него противоречия, которые не позволяют популяризировать исконных российских героев и ценности.
«Например, у нас сейчас реализуется большой проект, связанный с размещением изображений наших героев на школьных тетрадках, — пояснила Цицулина. — Проект хороший и полезный. Но при этом у нас действует Федеральный закон «О рекламе», где прямо указано, что реклама на школьных товарах запрещена. И как только у нас производитель заключает договор с владельцем прав на изображение, скажем, Чебурашки, это автоматически считается рекламой, а он становится правонарушителем».
© Александр Авилов / АГН Москва
Не менее жесткие ограничения, по словам Антонины Цицулиной, связаны с использованием в детских товарах государственной символики: гимна, флага и гербов, причем как федерального, так и региональных. Чтобы получить на это разрешение, производителю нужно пройти семь кругов бюрократического ада — и не факт, что путешествие в итоге окажется успешным.
В итоге участники обсуждения сошлись на том, что защита детей от опасных игрушек и популяризация отечественного производства требуют целого комплекса мер. Все предложения, поступившие в рамках встречи, будут сформированы в единый документ и представлены профильным ведомствам и комитетам.