Минтранс утвердил новый сбор с пассажиров — на реконструкцию аэродромов
Минтранс подготовил проект постановления о введении инфраструктурного сбора с авиакомпаний для финансирования капитального ремонта аэродромов. Базовый размер составит 150 руб. с каждого пассажира с последующей ежегодной индексацией на уровень инфляции, сообщает «Коммерсант». Дополнительно ставка может корректироваться решением правительства — в зависимости от пассажиропотока, расходов концессионеров или изменения бюджетного финансирования.
Оператором станет ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое будет распределять средства между собственниками аэродромов. Если документ примут, новые правила вступят в силу 1 марта 2026 года и будут действовать до 2032 года.
Сбор обсуждается с 2024 года, когда был создан Фонд реконструкции аэродромов. По расчетам Росавиации, за счет нового механизма удастся направить 124 млрд руб. из внебюджетных источников на обновление 28 аэродромов в 2025–2030 годах.
В Минтрансе уверяют, что 150 руб. составляют лишь «доли процента» от стоимости авиабилета. Однако перевозчики опасаются, что коэффициенты и индексация могут увеличить сбор в разы. Особенно заметным он может стать для коротких субсидируемых маршрутов: например, на рейсе Владивосток—Комсомольск-на-Амуре с тарифом 3,7 тыс. руб. сбор в 150 руб. уже занимает 4% цены, а при росте до 600–700 руб. доля увеличится до 20%.
Авиакомпании также указывают на риски: отсутствие специальных условий для льготных категорий, например, для детей, а также для субсидированных рейсов, возможность многократного взимания с трансферных пассажиров. «То есть один пассажир может четырежды заплатить сбор за один перелет, что окажет серьезное давление на хабовую модель перевозок», — цитирует «Коммерсант» мнение специалистов одной из авиакомпаний.
Еще одна проблема — неравномерная нагрузка: на более эффективных перевозчиков она будет больше. Авиакомпании предлагают ограничить сбор 85% загрузки самолета и закрепить правило, что изменения ставки вступают в силу не ранее чем через девять месяцев, чтобы ее увеличение непосредственно перед вылетом не стало серьезной финансовой нагрузкой.
В «Аэрофлоте» признали необходимость обновления инфраструктуры, но подчеркнули, что любые сборы в итоге отражаются на цене билета. Эксперты, напротив, считают, что в ближайшие годы спрос на авиаперевозки останется высоким, тем более, учитывая дефицит бортов. А компании смогут компенсировать расходы за счет прибыли, не переложив их полностью на пассажиров.
Напомним, ранее эксперты предполагали, что этот сбор в среднем увеличит стоимость авиабилетов примерно на 5%. Но на ценообразования значительно серьезнее влияют другие факторы, например, доступность авиатоплива. Его стоимость составляет примерно 30-40% от тарифа.
Законопроект, который изменит деятельность гидов и экскурсоводов, планируют рассмотреть уже в октябре. Сейчас он включен в повестку, замечания принимаются до 17 сентября. Поправки заключаются в том, что гидами и экскурсоводами смогут быть только те граждане РФ, у кого есть трудовой договор, либо индивидуальные предприниматели, либо самозанятые. О том, как это может повлиять на рынок, эксперты 20 августа рассказали Profi.Travel.
В пояснительной записке к документу депутаты напомнили про обязательную с 1 марта аттестацию. А также добавили, что «при рассмотрении представленных соискателями документов отмечается, что более 70% экскурсоводов в дальнейшем не трудоустроены, статуса индивидуального предпринимателя с соответствующим видом деятельности не имеют, в том числе не являются физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“», то есть — самозанятыми.
«Одним из факторов, способствующих формированию рынка нелегальных экскурсоводов, является пробел в законодательстве, допускающий ситуацию, когда туристические фирмы не заключают договоры с экскурсоводами (гидами), не желая платить налоги, а музеи также отказывают официально их трудоустраивать, — говорится в документе. — Физические лица — экскурсоводы не предоставляют отчетности в налоговые органы, в силу чего отсутствует понимание, как будет соблюдаться ответственность перед теми, кому они оказывают экскурсионные услуги».
«Соответственно туроператор, привлекая стороннего экскурсовода, должен будет убедиться в его правовом статусе, в том числе для целей налогообложения», — уточнил вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
Эксперт напомнил, что на данный момент нет требований об обязательном трудоустройстве, статусе ИП или самозанятого, пройти аттестацию и в дальнейшем работать гидом или экскурсоводом может любой. «На мой взгляд, эта инициатива избыточная и ограничивает правоспособность граждан», — отметил он.
«Вопрос „белых“ гидов-экскурсоводов в туризме обсуждается постоянно. Не совсем понятна фраза из пояснительной записки „допускающий ситуацию, когда туристические фирмы не заключают договоры с экскурсоводами (гидами), не желая платить налоги“. При оплате самозанятому гиду налог учитывается», — пояснила Олеся Мулиер, генеральный директор ООО «Смарт Студия», член рабочей группы по развитию детского, молодежного и семейного туризма Комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, ответственный секретарь Независимого экспертного совета по туризму и гостеприимству. При этом она согласилась: некоторые гиды-экскурсоводы действительно отказываются получать статус самозанятого, так как он, например, не дает им возможность одновременно получать пенсии и снижает другие льготы.
При этом эксперт отметила: заключать с гидами-экскурсоводами трудовой договор многим невыгодно потому, что эта деятельность, как правило, сезонная и таких сотрудников требуется то больше, то меньше. Поэтому туроператоры предпочитают работать именно с самозанятыми. Однако проблема заключается в том, что среди таких специалистов много пожилых людей, которые предпочитают всю бюрократическую нагрузку переложить на нанимающую их компанию. Кроме того, им важен гибкий график и возможность оказывать свои услуги сразу нескольким фирмам.
«Экскурсоводы, а тем более гиды-переводчики — высококвалифицированные и востребованные на туристическом рынке специалисты. И каждый из них оказывает услуги не одному туроператору или же экскурсионному бюро, а сразу нескольким», — подтвердила Оксана Лебедева, исполнительный директор группы компаний «Тари Тур» в Санкт-Петербурге, член правления «Лиги туроператоров», член Независимого экспертного совета по туризму и гостеприимству.
По ее словам, многие гиды и экскурсоводы рассматривают свою деятельность экскурсовода в качестве вспомогательной. Поэтому они не оформляются в штат к кому-то из туроператоров в принципе. Для них интереснее вариант сотрудничества в более свободной форме, которой является работа на основании договоров оказания услуг. И по этим договорам они могут быть в трех статусах: индивидуальные предприниматели, самозанятые или же физические лица. Молодые экскурсоводы, планирующие сделать эту профессию своим основным заработком и не боящиеся бюрократических вопросов, чаще открывают ИП.
При этом, по словам эксперта, для турфирм работа с самозанятыми в «сезон» несёт ещё и риски со стороны налоговой службы и трудовой инспекции, поскольку в рамках приказов Минтруда России от 30.11.2021 N 838н и от 02.02.2024 N 40н установлены пороговые значения количества самозанятых, с которыми можно сотрудничать «безопасно», не привлекая к себе повышенного внимания контролирующих органов (порог риска начинается от 10 самозанятых контрагентов за год по приказу № 40н). Для работы с физическими лицами по гражданским договорам таких ограничений нет.
«Таким образом, принятие данного закона повлечет, помимо излишних проблем для самих экскурсоводов, еще и повышенные риски проверок для турфирм, если они увеличат количество самозанятых в партнёрах», — добавила Оксана Лебедева.