«Моя тетрадь в клеточку»: моноспектакль как разговор по душам
Есть спектакли, после которых выходишь не с “разобранной” головой, а с теплым внутренним светом — будто тебе напомнили о чем-то очень простом и одновременно самом важном. Моноспектакль «Моя тетрадь в клеточку» устроен как путешествие по станциям памяти: школьные листы, рисунки, узнаваемые эпизоды взросления, короткие остановки на смех и ком в горле — и песни под гитару, которые возникают не как “номер”, а как продолжение сказанного.
В основе — личные истории, но парадоксальным образом они быстро становятся общими: зритель узнает в них себя, свои “тетрадные” времена, первые мечты и первые потери, свой внутренний поезд, который когда-то тронулся — и едет до сих пор. Мы поговорили с автором и исполнителем главной роли Александром Синюковым о том, как строилась эта работа, где проходит граница между личным и художественным, и почему в центре здесь не исповедь, а доверительный разговор.
Почему спектакль называется «Моя тетрадь в клеточку»?В этом названии действительно суть спектакля. На экране листаются страницы школьной тетради с рисунками, и я рассказываю эпизоды из своей жизни. В конце некоторых эпизодов возникают песни под гитару — тоже мои. Мне кажется, у каждого из нас есть своя памятная “тетрадь в клеточку”: место, где хранятся воспоминания, мечты, важные слова, первые открытия.
Спектакль выглядит очень “личным”, но воспринимается как история про многих. Это так задумано?Да, нам было важно уйти от лишней конкретики. То, что истории подлинно происходили, дает честность и увлекательность — но если оставаться только в подробностях “про себя”, зрителю сложнее присоединиться. Поэтому мы слегка художественно переработали текст, чтобы у зрителей появлялось ощущение: “это про меня, и со мной такое было”.
По какому принципу вы выбирали “станции жизни”, из которых сложился спектакль? Мой однокурсник режиссер Владимир Дегтеренко прочел мою книгу «ГИТИС, рок-музыка, театр и другое» и предложил сделать по ней моноспектакль. Мы отбирали эпизоды, которые были бы значимы для всех: о родителях, о школе, о первых влюбленностях, о мечтах и о том, как они осуществляются. Важно было, чтобы истории были интересными, узнаваемыми — и трогательными, и смешными.
В спектакле постоянно звучит тема дороги и поездов. Почему именно такая рамка?Поезд — очень точная метафора. В дороге, в поездах, между попутчиками часто возникают откровенные разговоры: мы иногда рассказываем о самом сокровенном людям, которых видим впервые. И это состояние доверия важно для спектакля. А “станции” действительно расположены так, что постепенно складывается история взросления — путь героя от семилетнего возраста до сегодняшнего дня.
Где проходит граница между личным и художественным? Насколько все автобиографично?Почти все истории автобиографичны — кроме одной. Но она должна была быть в моноспектакле, потому что она смысловая. И, если честно, она тоже могла бы произойти. Мне важно, что основа — подлинный опыт: в этом честность спектакля. А дальше — художественная работа: увести от лишней конкретики, собрать ритм, сделать так, чтобы это звучало как единое путешествие.
В центре здесь исповедь? Или что-то другое?Главное — разговор по душам. Для меня очень ценна добрая, душевная атмосфера, которая возникает в зале. Мы говорим о важных человеческих вещах. Иногда я даже спрашиваю зрителей про какие-то моменты: “Помните?” — и зал откликается. Возникает тепло, радость общих воспоминаний, ощущение возвращения к истокам. Мне кажется, сейчас это особенно нужно.
Моноспектакль держится на энергии одного человека. Как вы готовитесь, чтобы удерживать зал 1 час 20 минут?Самое главное — внутренний позитивный настрой перед спектаклем, хорошее настроение. Тогда это передается зрителям. И желание поделиться своей историей. В день показа мне важно днем сделать легкий прогон всего спектакля: он дает разогрев и уверенность.Внутри спектакля помогают песни — это музыкальные паузы, они добавляют разнообразие. Помогают рисунки на экране, помогает реквизит, который мы придумали с режиссером. Но главное — в начале спектакля создать контакт с залом. Если контакт случился, дальше мы идем вместе.
Если зритель унесет с собой одну мысль или образ — что бы вы хотели оставить?Хочется, чтобы зрители вышли с теплом в душе и с радостью жизни. Чтобы подумали: “Жизнь — интересная штука. И вообще — жить здорово”. Мне говорили после спектакля: “Спасибо, вы подняли настроение”, — и это очень приятно. А еще каждый зритель запоминает какие-то свои эпизоды — у всех они разные. Значит, спектакль откликается и становится личным для каждого.
Справка
«Моя тетрадь в клеточку» — моноспектакль, построенный как путешествие по “станциям” памяти и взросления: от детства к сегодняшнему дню. На сцене соединяются рассказ, визуальный ряд (листающиеся страницы школьной тетради с рисунками) и песни под гитару. В основе — личные истории, собранные так, чтобы они оставались узнаваемыми для зрителя и превращались в общий разговор о времени, мечтах и ценности простых воспоминаний. Александр Синюков, актёр. Родился в г. Уфа. Учился в ГИТИСе (курс М. А. Захарова). С 1998 г. работает в Драматическом театре им. К. Станиславского (теперь Электротеатр Станиславский). Снимается в кино. Член Московского союза литераторов.Площадка: Электротеатр Станиславский.
Послевкусие
Этот спектакль не “доказывает” и не “учит” — он приглашает вспомнить. В какой-то момент ловишь себя на том, что улыбаешься не шутке, а собственной памяти: как ты сам ехал куда-то, как записывал слова в тетрадь, как впервые думал, что взрослая жизнь уже рядом — а она на самом деле только начиналась, как добивался осуществления своей мечты...
«Моя тетрадь в клеточку» работает мягко и точно: как разговор с попутчиком, которому почему-то доверяешь. И, пожалуй, это редкое театральное качество сегодня — когда после финала хочется не спорить о смыслах, а позвонить близким, достать свою “тетрадь” (пусть даже она давно в телефоне) и подумать: да, жить и правда здорово.

