Морской вокзал признают памятником
Решение о необходимости признания здания памятником — это продолжение совместной работы КГИОП и Санкт-Петербургского союза архитекторов по выявлению лучших образцов советской архитектуры. В комитете уже подготовили распоряжение о включении Морского вокзала в перечень выявленных объектов культурного наследия, далее предстоит провести историко-культурную экспертизу, чтобы обосновать целесообразность внесения здания в реестр.
Морской вокзал был построен в 1984 году по проекту 12-й мастерской ЛенНИИпроекта, реализацией проекта руководил архитектор Виталий Сохин.
Отправной точкой художественного решения облика Морского вокзала стал проект Сергея Сперанского и Владимира Маслова, разработанный в конце 50-х. Он предполагал создание здания с экспрессивной криволинейной крышей, которая бы символизировала парус.
Проект Виталия Сохина был готов к 1973 году, его одобрил Градостроительный совет, но с оговоркой — никаких «парусов». Это решение обосновали тем, что «подвешенные по всей поверхности здания крупноразмерные железобетонные панели двоякой кривизны служат лишь украшением и приводят к затратам».
Однако создатели проекта принципиально не собирались отступать от своей идеи. Началась настоящая «битва за паруса». Проект много раз переделывали, однако во всех версиях «паруса» оставались. В итоге нашли компромиссное решение — сделать «паруса» не из тяжёлого железобетона, а из лёгкого металла. Этот ход оказался очень удачным — стальной блеск добавил строению лёгкости и стиля.
Ещё одна сегодняшняя новость от КГИОП — гостиницу «Прибалтийская» рекомендовано не включать в перечень памятников, однако было решено провести дополнительное исследование градостроительной роли здания и проработать вопрос сохранения его градостроительных характеристик в рамках законодательства об охране исторической городской среды.
Отметим, что «Прибалтийская» — весьма примечательное здание на Васильевском острове, долгое время оно было доминантой морского фасада Петербурга. Оно было построено в конце 70-х годов шведской компанией Skanska по проекту архитекторов Сергея Евдокимова, Николая Баранова и Валентины Ковалёвой. Оборудование и строительные материалы были закуплены за границей, впервые в Советском Союзе в номерах гостиницы появились кондиционеры.