Мошенников с маркетплейсов выведут на чистую воду за сутки

Мошенников с маркетплейсов выведут на чистую воду за сутки

Маркетплейсы и агрегаторы услуг не должны предоставлять правоохранительным органам информацию о местоположении всех пользователей, но обязаны по запросу силовиков в течение суток направить данные о клиенте и его покупках, если поступит официальный запрос. Это следует из проекта постановления Правительства, который проходит общественное обсуждение. То есть маркетплейсы подключают к единой государственной информсистеме борьбы с кибермошенничеством. Как она будет работать, узнала «Парламентская газета».

Подключение к системе

Президент Владимир Путин 1 апреля 2025 года подписал закон о создании государственной информсистемы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных технологий. Неофициально этот документ называют первым пакетом мер против кибермошенников. Опубликованный для общественного обсуждения проект постановления кабмина разработан в развитие этого закона и предписывает подключить к системе межведомственного взаимодействия маркетплейсы и другие электронные площадки, продающие товары и услуги.

Мишустин поручил ускорить работу над законопроектом о маркетплейсах

На цифровой платформе также будут оперативно взаимодействовать правоохранительные органы, банки, операторы связи. Маркетплейсы обяжут предоставлять сведения о покупателях и продавцах по запросу силовиков для проводимых расследований. Появившуюся ранее в некоторых СМИ информацию, что правоохранители получат данные о местоположении всех пользователей маркетплейсов, в Минцифры опровергли.

«Никакой речи о передаче данных всех пользователей не идет, — говорится в распространенном сообщении ведомства. — Информация будет запрашиваться исключительно в случае подозрения на мошенничество. Например, если мошенник под видом продавца завладел данными карты пользователя, или покупатель перевел деньги, но не получил товар».

Силовики хотят много знать

Проект постановления вводит правила предоставления информации маркетплейсом силовым ведомствам в рамках оперативно-разыскной деятельности или обеспечения безопасности России. Запрос правоохранителей может касаться физического или юридического лица, в нем должно быть указано, за какой период нужна информация. Правоохранители обязаны привести законное основание для получения данных в каждом случае. Обмен сведениями будет проводиться с учетом всех мер для защиты информации, а также прав и интересов россиян, подчеркнули в Минцифры.

Доля маркетплейсов в российской торговле может вырасти до 35% к 2030 году

В запросе должны содержаться сведения о конкретном человеке — его ФИО, дата рождения, паспортные данные, либо данные юрлица. Если это неизвестно, можно направить телефонный номер, по которому клиент зарегистрировался на сайте маркетплейса.

Силовики могут запросить, а владельцы интернет-магазина обязаны предоставить очень широкий спектр сведений. Это все те же ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, телефонный номер и адрес электронной почты. А также данные об устройстве, включая его местонахождение, с которого осуществлялось взаимодействие с цифровой площадкой. Сведения о товарах, работах и услугах, размещенных посредством агрегатора — это касается продавцов. А сведения о произведенных заказах товаров и услуг, их стоимость, адрес доставки, комментарии и прочее — это уже про покупателей. Данные о способе оплаты, в том числе банковской карты. И даже фото- и видеоматериалы, сформированные при регистрации пользователя, электронная переписка с администратором или аудиозаписи, если таковые есть.

За данные в ответе

© Игорь Самохвалов/ПГ

У маркетплейса будет не меньше 24 часов на выполнение запроса, следует из проекта постановления. Конкретный срок, в который ждут ответ, силовики должны указать. В случае технических неполадок владелец электронной площадки обязан немедленно проинформировать о сроках их устранения.

«Владелец агрегатора несет ответственность за полноту и достоверность сведений, предоставляемых по запросу уполномоченного органа, в соответствии с законодательством», — говорится в документе.

В Минцифры считают, что все это позволит сократить время на раскрытие киберпреступлений и повысить эффективность работы сотрудников маркетплейсов и правоохранительных органов.

Работать по закону и сотрудничать с властями — в интересах самих маркетплейсов, считает первый зампред Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Козловский. Усилия законодателей сейчас направлены на создание комфортной и защищенной цифровой среды, сказал он «Парламентской газете». Чем больше люди будут доверять интернет-магазину, тем больше заказов они там сделают.

Законопослушным гражданам не стоит беспокоиться, что их данные могут попасть к правоохранительным органам без веских оснований, подтвердил зампред Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный.

«В большинстве своем пользователи маркетплейсов не совершают противоправных действий, поэтому их данные не являются объектом интереса силовиков без конкретных причин, — объяснил он. — Новые меры направлены на борьбу с мошенниками и теми, кто продает запрещенные товары. Поэтому, если человек соблюдает законы и не участвует в противоправной деятельности, вероятность того, что его данные будут запрошены и использованы правоохранительными органами, крайне мала».

Бесплатные возвраты товаров на маркетплейсах не будут запрещать законом    

Парламентская газета Парламентская газета

05:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025