Мусорный коллапс: кто спасет Россию от 10 тысяч нелегальных свалок?
В стране насчитывается более 10 тысяч нелегальных свалок, а существующие механизмы борьбы с мусорным беспределом пока недостаточно эффективны. Госдума рассматривает законопроект о ликвидации нелегальных свалок, поводом для которого послужило решение Конституционного суда от мая 2023 года.
Споры возникали из-за неясности, кто должен убирать мусор на землях без установленного собственника.
По действующему закону обязанность ликвидировать свалку возлагается на собственника земли, но нет ясности, какой из уровней власти должен этим заниматься, если собственник не установлен либо свалка расположена в границах муниципального образования на госземлях, собственность на которые не разграничена (то есть зарегистрированного владельца в виде частного лица, организации или органа публичной власти нет).
К тому же муниципалитеты, как правило, бедные, а справедливое софинансирование со стороны федерального и регионального уровней не обеспечено.
Ситуация осложняется тем, что большинство регионов не готовы тратить бюджетные средства на уборку территорий, особенно вдали от крупных городов.
По новому законопроекту в городах свалки будут выявлять муниципалитеты, за их пределами – регионы. Владельцы участков или виновники загрязнения обязаны убрать мусор, при невозможности установить их – ответственность ложится на власти.
На начало 2024 года в России насчитывалось более 10 тысяч несанкционированных свалок, в Кировской области их было выявлено свыше двух сотен. Для сравнения, в рамках проекта «Чистая страна» за 5 лет ликвидировали всего 185 крупных свалок по всей России.
Основная проблема – финансирование. Предлагается использовать средства от экологических платежей и штрафов, но этого может быть недостаточно. Особенно остро вопрос стоит в бедных регионах.
Ответственность за сброс мусора ужесточили в 2022-2023 годах. Физлица могут получить штрафы от 2 до 70 тысяч рублей, юрлиц – значительно больше. Внедряется видеофиксация нарушений, но в удаленных районах это сложно организовать, сообщает журнал «Профиль».
Сложности возникают и при работе с различными видами отходов. Только 10-20% мусора на свалках составляют бытовые отходы, остальное – строительный мусор, старые шины и промышленные отходы. Большинство региональных операторов не имеют лицензии на работу с опасными отходами.
Законопроект планируют доработать ко второму чтению, расширив его действие на все виды отходов, а не только ТКО. Также предлагается ввести обременения на земельные участки, пока их владельцы не ликвидируют свалки.