Музей транспорта Москвы завершил реставрацию 19 артефактов с января
Музей транспорта Москвы провел реставрацию 13 и детейлинг шести артефактов. Среди восстановленных объектов – топливораздаточная колонка «Ливны-1», автомат для газированной воды АТ-101М, стационарный телефонный аппарат «Красная Заря» 1930-х годов, эскалаторный светильник из Московского метрополитена 1950-х годов, а также светофор «Стойте-Идите», сообщили в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.
«Музей транспорта Москвы продолжает масштабную программу по сохранению транспортного наследия столицы. Помимо реставрации экспонатов мы ежегодно восстанавливаем артефакты, связанные с историей города. Благодаря им можно узнать, как развивалась система пассажирских перевозок в столице и как менялась повседневная жизнь москвичей», – приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова.
Отмечается, что топливораздаточная колонка 1КЭР-50-0,5-1 «Ливны-1» относится к поколению советских АЗС‑колонок, разработанных в начале 1980‑х годов и серийно выпускавшихся с середины десятилетия; в эксплуатации они массово стояли на заправках примерно с середины 1980‑х до конца 1990‑х годов. Тип 1КЭР‑50‑0,5‑1 был зарегистрирован в Госреестре средств измерений в 1983 году, что говорит о завершении испытаний и допуске к применению.
Кроме того, автомат для газированной воды АТ-101М – одна из самых массовых и узнаваемых моделей, ставшая символом городской повседневности 1970‑х–1980‑х годов. Автомат, выпускавшийся на Перовском машиностроительном заводе, продавал газировку с сиропом и без него за монеты и использовался в парках, на улицах и предприятиях. Линия автоматов типа АТ формировалась на волне популярности «газировки из автомата» и постепенно сменила более ранние модели вроде «Буратино‑1» и «Весна‑21».
Также стационарный телефонный аппарат «Красная Заря» 1930-х годов – один из первых массовых отечественных телефонов, созданных на ленинградском заводе «Красная Заря» (бывший завод L.M. Ericsson) в период активной автоматизации городских телефонных сетей СССР. В начале 1930‑х годов завод «Красная Заря» получил статус головного предприятия по проводной телефонной связи и развернул выпуск унифицированных настенных и настольных аппаратов собственной конструкции. «Красная Заря» 1930‑х считается первым серийным отечественным телефонным аппаратом для автоматических станций (АТС), рассчитанным на массовое использование в городских сетях; он стал сменой импортным и лицензионным моделям.
В пресс-службе добавили, что эскалаторный светильник из Московского метрополитена 1950-х годов – представляет собой торшерную колонну, на которую установлена широкая светорассеивающая «крышка» (плафон), часто украшенная орнаментом. Такие светильники устанавливали повсеместно вплоть до 1961 года.
Как уточняется, светофор «Стойте-Идите» – советский пешеходный светофор, на котором вместо фигурок или силуэтов человека использовались светящиеся надписи «Стойте» (красным) и «Идите» (зелeным). Специальные пешеходные светофоры в СССР начали внедрять в 1960‑е годы, когда движение в городах заметно уплотнилось и понадобилось отдельно регулировать потоки пешеходов. В 1960–1970‑е годы «Стойте‑Идите» стали привычным элементом городского пейзажа: их хорошо видно в хронике и художественных фильмах, например, в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», что закрепило за ними статус знакового объекта эпохи.

