Музей-заповедник «Ростовский кремль» впервые представил шедевры русского авангарда на Ямале
В Музее им. Шемановского в Салехарде открылась выставка «Хвост кометы». Экспозиция впервые представляет на Ямале знаковые произведения русского авангарда из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль».
Проект знакомит с работами выдающихся художников-новаторов начала XX века, поступившими в Ростов в 1922 году в рамках масштабного государственного проекта по созданию в регионах музеев живописной культуры. Как отметил директор музея-заповедника Никита Аникин, коллекция Ростовского кремля рождалась как часть большой идеи – сделать авангардное искусство доступным всей стране. В музее подчеркнули, что новая выставка на Ямале продолжает эту миссию, заложенную сто лет назад.
Всего в Салехарде можно увидеть более 50 работ мастеров русского авангарда, в том числе таких выдающихся авторов, как Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Любовь Попова, Александра Экстер, Давид Бурлюк, и других. Экспонаты, среди которых представлены как всемирно известные шедевры, так и менее знакомые широкой публике произведения, демонстрируют весь диапазон художественных поисков 1910–1920-х годов – от кубофутуристических и экспрессионистических решений до опытов беспредметной живописи.
Значительную часть выставки составляют живописные произведения, которые позволяют проследить, как художники меняли язык картин и как привычные жанры стали для них площадкой для эксперимента. Например, в Музее им. Шемановского сейчас можно познакомиться с пейзажами Петра Кончаловского и Аристарха Лентулова, отличающимися особой игрой ритмов и объемов, натюрмортами Якова Паина и Федора Захарова, через которые мастера исследовали цвет и фактуру, а также с портретами кисти Александра Шевченко и Роберта Фалька, которые отражают поиски нового образа человека. В выставочном пространстве показаны и известнейшие абстрактные работы. В их числе – «Зеленая полоса» Ольги Розановой и «Беспредметная композиция» Александра Веснина.
В состав экспозиции также вошло более 20 графических работ. Они показывают, как идеи авангарда распространялись в книжной и журнальной культуре. Кроме того, у посетителей будет уникальная возможность увидеть две авангардные скульптуры – деревянную «Голову» Овсея Когана и «Рельеф» Константина Медунецкого, которые напоминают, что эксперименты начала XX века затрагивали не только живопись, но и объемное пространство.
Выставка работает до 15 февраля 2026 года.

