Мёд в музее: Как в Гатчине завели пчёл, и что из этого вышло
Отдельные экспонаты музея-заповедника «Гатчина» теперь живые и жужжат. Ухаживать за ними нужно почти как за произведениями искусства, шутят местные работники. Зато летом можно получить обратную связь.
Роман Грудинин переквалифицировался в пасечника всего два месяца назад, когда на поляне и появились четыре улья. До этого работал здесь лесником. Однако опыт общения с пчёлами есть. Сейчас заселены два домика. В каждом живут по 10 тысяч полосатых тружениц. Хоть порода и аристократически спокойная — английская — ужалить могут. Поэтому меры предосторожности лучше соблюдать. На голове — сетка, в руках — дымарь с подожжённым трухлявым пнём сосны.
Для пчёл дым безопасен. Но срабатывает инстинкт. Насекомые думают, что в улье пожар, набирают в зобик как можно больше мёда и почти не кусаются. Урожай пасеки за лето уже второй. Что удивительно, ведь начало лета было холодным.
«Они нас порадовали. В принципе, если на большой пасеке в среднем 20 килограммов с улья получается, то считается неплохо. В первый раз взял 15, а сейчас примерно 25. Около 40. И это не последнее. К 20 сентября обычно их готовят к зиме, берут остатки мёда, подкармливают при необходимости сиропом», — сказал Роман Грудинин, пчеловод Государственного музея-заповедника «Гатчина».
Мёд в Гатчине разнотравный и липовый. Считается, чем севернее широта, где установлены ульи, тем он полезнее.
В Гатчине пчёлы правильные. По крайней мере, эксперимент медовый здесь считают успешным, и одним из самых вкусных начинаний за последние месяцы. Вместе с нами пробу снял и замдиректора Семён Фёдоров. Завести в хозяйстве пчёл — именно его инициатива.
Возможно, подобные небольшие пасеки были когда-то и у императора Павла Первого, хоть документов сейчас не найти.
«Исторических данных у нас никаких нет, подтверждения этому нет, но, скорее всего, учитывая размах территории и размах наполнения животными, птицами парка, что-то с пчёлами тоже было. Потому что мёд — это же как сладость к столу, так и природный медицинский, так скажем, препарат», — сказал Семён Фёдоров, заместитель директора по развитию парковых территорий Государственного музея-заповедника «Гатчина» по развитию парковых территорий.
Что делать с урожаем мёда, музейные работники пока ещё не решили. Пока пробуют сами и щедро угощают журналистов. Не исключено, что произведение местных пчёл скоро будут давать на пробу и посетителям гатчинских достопримечательностей.