На новгородской стратсессии обсудили место человека в цифровой эпохе

На новгородской стратсессии обсудили место человека в цифровой эпохе

Сегодня, 17 июля, в новгородском центре «Мой бизнес» прошла четвертая стратсессия, посвященная созданию Стратегии развития региона до 2031 года. Её посвятили инновациям и современной цифровой среде: в частности, технологическому лидерству и цифровой трансформации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Шесть граней одного мира

В зале собрались лучшие специалисты из сфер образования, экономики, инновационных технологий, науки и других. Перед началом стратсессии им показали видеообращение врио губернатора Новгородской области Александра Дронова, который кратко и по сути объяснил, для чего нужна Стратегия.

После этого перед экспертной публикой уже очно выступил заместитель председателя правительства Новгородской области Антон Лебедев:

«Обновление Стратегии развития региона назрело. Мы сегодня зафиксируем и обсудим самые интересные идеи и предложения, так или иначе возьмём их в работу. Цифровизация уже реальна: в образовании, здравоохранении, те же Госуслуги. Все особенности цифровизации накладывают отпечаток на настоящие и будущие профессии.

Это ключевая страсессия. В обновленной Стратегии прописаны семь национальных целей, ни одна из которых не обойдется без цифровизации. Приоритеты в направлениях опишу в общем: демографическая ситуация, услуги здравоохранения, развитие потенциала Новгородской области. Всё это необходимо направить на улучшение качества жизни новгородцев».

Участники стратсессии перешли к разработке проектов. Изначально они нарисовали портрет Новгородской области в лице одного человека, что стало уже традицией при вникании в тему. На это было совсем немного времени. Следом экспертам раздали подтемы, в которых они должны определить проблемы.

Всего таких вопросов было шесть, как и команд. Ими стали:

стимулирование частного сектора к инвестициям; перспективы цифровых технологий для региональной специализации; достижение цифровой зрелости в экономике и социальной сфере; механизмы, которые позволят обеспечить опережающее развитие высокотехнологичной продукции в экономике региона; конкретные новые возможности для жителей и бизнеса, если во всей Новгородской области будет качественный интернет; компетенции у современных специалистов в эпоху цифры.

Выделив проблемы к этим подтемам в течение семи минут, команды начали поочередно их представлять.

Человек в центре всего. И это проблема…

Заведующая кафедрой билингвального образования Новгородского университета Дарья Терешкина описала те проблемы, которые нашла их команда. Их вопрос, к слову, звучал так: «Какие компетенции необходимо развивать у современных специалистов в цифровую эпоху?»

«Я бы назвала задачу нашей команды антропоцентричной: «Что в цифровую эпоху представляет собой человек?» И мы, члены команды, оказались совершенно разных взглядов на то, какие проблемы вообще существуют. Даже произошла полемика.

Первая проблема — отсутствие непрерывности образования. Человек начинает с детского сада, затем его чему-то обучают в школе, а после он выбирает абсолютно другой вектор в институте. Может, в современное время и нужна такая отрывистость образования. Как будто нет преемственности между этапами.

Вторая проблема — нет понимания цели образования. То есть человек не знает, зачем он учится. Он говорит: «Зачем мне сейчас изучать одно, если я приду на производство и буду делать совершенно другое?» Он теряется.

Третья — реальность образования. Вроде мы учимся и понимаем, зачем нам это, а потом уже осознаем, что это неактуально, и не знаем, что с этим делать. К слову, это не проблема современности, такое было всегда. Ещё одна проблема в связи с этим: отсутствие мотивации к образованию в течение всей жизни.

Кроме того, многие люди старшего поколения боятся взаимодействовать с цифровой средой, и даже младшее поколение регулярно попадается в руки мошенников.

Нас, педагогов, волнует, что нужно развивать в человеке, чтобы он был полезен в цифровую эпоху. Ещё раз о месте человека в этом мире. О взаимодействия людей, как они меняются, что с этим делать.

И последнее: как изменить подход к работе и жизни. Коллеги утверждают, что при наборе молодых сотрудников, их ничего не интересует, работают на маленьких зарплатах с нулевым интересом», — рассказала Дарья Терешкина.

Как мы пользуемся Цифрой?

Следующий этап — кофе-брейк, который совместили с голосованием. Участники стратсессии отметили, какие проблемы в вопросах других команд их наиболее волнуют, какие они считают приоритетными.

Корреспонденту «53 новостей» удалось пообщаться с министром цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Михаилом Киблером. Мы попросили его прокомментировать ситуацию.

«Новгородская область находится в двадцатке лучших регионов страны по внедрению цифровых технологий. Цифровая трансформация невозможна без создания базовых условий инфраструктуры, высокоскоростного интернета и ключевых навыков и компетенций сотрудников на местах. Мы планомерно обучаем госслужащих. Увеличили контрольные цифры приёма на различные специальности, связанные с IT: по разработке программного обеспечения и направления информационной безопасности. Сейчас цифра и IT — это уже не будущее, а сегодняшняя реальность.

Если говорить глобально, то цифра — это всего лишь инструмент, а не самоцель. Он позволяет сильно сокращать сроки реакции государства и организаций, принимать решения на основе данных, а не гипотез. Это большая и неотъемлемая часть жизни», — отметил эксперт.

Как же именно новгородцы пользуются цифровыми технологиями, причем, может, даже не замечая этого?

«В здравоохранении: всевозможные колл-центры, роботы, помогающие с навигацией на приём. Медицинские документы приходят в личные документ на Госуслуги. И, в целом, с этим порталом сталкиваемся постоянно. И даже при осуществлении сделок купли-продажи есть инструмент – «Госключ».

В образовании у всех ребят есть электронные дневники, участие в олимпиадах проходят в режиме онлайн. В транспорте — безналичная оплата, сами автобусы отображаются в мобильных приложениях. Показания ЖКХ также сверяем через интернет.

На сегодняшний день практически не осталось отраслей, в которых не использовались бы цифровые технологии. Отрицать это бессмысленно. Здесь стоит задача выбрать для Новгородской области те компетенции и профили, в которых она будет отдавать приоритеты в своем развитии», — подчеркнул Михаил Киблер.

«Нет ли такого, что угроза кибербезопасности не дает развиваться цифровым технологиям?» — задали последний вопрос эксперту.

«Я бы такого не сказал. Кибербезопасность тоже развивается очень стремительно. Такое всегда происходит с чем-либо новым: когда кто-то пытается навредить, кто-то защищает.

С точки зрения каждодневной опасности я бы больше говорил о кибергигиене. Кибербезопасностью больше занимаются профильные специалисты и компании.

Каждый житель должен владеть именно этим видом гигиены в интернете. Знать, как взаимодействовать с мошенниками. Потому что те же добровольно переведённые мошенникам деньги осложняют правоохранителям задачу вернуть эти средства гражданину.

Это надо формировать с детства. Большое внимание стоит уделять жителям «серебряного возраста», ведь они ещё больше подвержены рискам. Об этом надо разговаривать. Мы проводим огромное количество образовательных семинаров, выпускаем видеоматериалы — рассказываем понятным языком, как таких рисков не допускать», — отметил Михаил Киблер.

Для самых маленьких

«53 новости» задали вопросы ещё одному специалисту — Светлане Князевой, одному из основателей частной «Славной школы» в Великом Новгороде, которая не так давно закончила свой первый учебный год. С ней мы поговорили про цифровые технологии в образовании на примере её учебного заведения.

Светлана Князева слева на фото. Автор снимка: Марина Воробьёва.

«Нам ещё только «годик», но уже со следующего сентября мы придем к цифровым технологиям. Этим летом ремонтируем одно помещение, в котором будет компьютерный класс на 12 рабочих мест. Мы начнём с нулевого класса обучать детей. Уже есть и готовый педагог. Это очень важно», — подчеркнула Светлана Князева.

Она уточнила, что нулевой и первый классы будут изучать цифровые азы в игровой форме: «Получается, дети будут изучать цифровые технологии с шести лет, что совсем не рано. Как бы не вышло, что слегка поздновато. Будем работать и с искусственным интеллектом — этого не избежать. Но не должно быть перегибов. Мы в нашей школе больше про эмпатию».

Напомним, что проголосовать за приоритеты обновлённой Стратегии, и внести свои предложения в нее может каждый житель региона. Для этого достаточно зайти на сайт или заполнить анкету у волонтёров, работающих в людных местах.

Помимо отраслевых сессий, обсуждения состоятся во всех муниципалитетах области.

Фото: Вадим Смирнов.

← Жители Северо-Запада наращивают сбережения: прирост по итогам полугодия — почти 20%  

53 новости 53 новости

08:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025