На высоте: самые-самые канатные дороги России и не только
В 2018 году во Вьетнаме открыли самую длинную канатную дорогу в мире. Она соединяет два острова, а основная часть трассы проходит над морем. А вы знаете, что именно Азия стала родиной прототипов канатных дорог? А когда и где появились канатки, близкие к современным? А какая самая длинная канатная дорога в России и в Европе? Читайте об этом и многом другом в нашем материале.
Первое письменное свидетельство о канатной дороге относится к 1551 году. Так, архиепископ Зальцбурга Маттеус Ланг фон Велленбург придумал вагонетки, которые по деревянным рельсам катились при помощи конопляного каната и рабочих, которые его тянули.
Но первые прототипы канатного транспорта появились в Азии и Южной Америке. Там для переправки грузов через реки использовали корзины, которые подвешивали на канаты, сплетенные из шкур животных или растительных волокон.
Первые канатные дороги были грузовыми, а впервые перевозить с их помощью людей стали в 1866 году в Швейцарии.
В России же первая канатка появилась в 1871 году во Владимирской губернии. И она тоже была грузовой. Но постепенно, особенно с ростом популярности лыжного спорта, пассажирские канатные дороги появились сперва в Российской империи, а после и в СССР. Сейчас в нашей стране действует более 400 канатных дорог.
Самая старая в России
9 февраля 1963 года заработала канатно-кресельная подвесная дорога на горе Чегет, расположенной в сердце Кабардино-Балкарии. Горнолыжные трассы Чегета считаются одними из сложнейших в мире, классифицируются как «черные» и «красные». Тут проходила первая спартакиада СССР, всесоюзные и европейские соревнования.
На Чегет. Фото: Wikimedia Commons / StasyanPhotographer, CC BY-SA 4.0
Самая старая часть этой дороги – Чегет-1 может поднять всех желающих на высоту 2100 м. В свое время строительство на такой высоте было сложной технической задачей, которую успешно решили советские инженеры.
Самая высокая в России
Самая высокая канатная дорога в России также находится в Кабардино-Балкарии. Она открыта в 2015 году на склоне Эльбруса. Самая верхняя станция дороги называется Гара-Баши. Она находится на высоте 3847 метров над уровнем моря. При этом длина дороги по склону составляет 1675 метров.
Эльбрус, третья очередь канатной дороги ст. Мир – ст. Гара-Баши. Фото: Wikimedia Commons / Riadchikova, CC BY-SA 4.0
На самом деле канатная дорога на Эльбрусе – это целая система. Во-первых, одновременно работают старая - маятниковая - и новая – гондольная - дороги.
Вся система дорог поделена на три очереди. Первая: станция Поляна Азау (2350 м) – станция Кругозор (3000 м). Вторая: станция Кругозор (3000 м) – станция Мир (3500 м). Третья: станция Мир (3500 м) – станция Гара-Баши (3487 м). Работают они круглый год – и летом, и зимой.
Самая длинная в России и в Европе
Борьба за место самой длинной канатной дороги не утихает, но на данный момент лидером в нашей стране и в Европе остается канатная дорога от Казанской набережной Нижнего Новгорода до города Бор. Запустили ее в 2012 году.
Фото: Wikimedia Commons / Маслова Людмила, CC BY-SA 4.0
Она идет через Волгу в обе стороны. Ее длина составляет 3661 м, а перепад высот – 62 м.
Правда, на этом Нижний Новгород не остановился. Так, в Нижегородском кремле в 2024 году запустили фуникулер. Это уникальное инженерное сооружение и единственная в России канатная дорога, расположенная под крепостной стеной в исторической части города.
Также в городе идет строительство еще одной дороги - от станции метрополитена «Заречная» до Проспекта Гагарина, 31Г, протяженностью 3340 м. Главгосэкспертиза России гордится своим участием в этих проектах, по которым ранее выдавались положительные заключения.
Фото на превью: Wikimedia Commons / A.Savin, FAL