Находящиеся в СИЗО приговоренные к лишению свободы не могут голосовать — КС
Приговоренные к лишению свободы, отбывающие наказание в следственном изоляторе или переведенные туда на время, ничем не отличаются от осужденных, находящихся непосредственно в исправительных учреждениях, и также лишены избирательных прав. Об этом говорится в изученном РАПСИ определении Конституционного суда (КС) РФ № 1528-О/2025, в котором он отказал Центральной избирательной комиссии РФ в официальном разъяснении постановления КС РФ № 12-П/2016, связанным с громким делом ЕСПЧ «Анчугов и Гладков против России».
Избиркомы встали перед выбором
Тогда КС РФ, рассмотрев соответствующий запрос Министерства юстиции РФ, признал невозможным исполнение постановления Страсбургского суда, требовавшего от России обеспечить участие в выборах осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Разъяснить данное постановление попросил Центризбирком. Он попросил уточнить, распространяется ли запрет избирательных прав на осужденных к лишению свободы, находящихся не в исправительных учреждениях, а по каким-то причинам — в следственных изоляторах, где выборы проводятся, поскольку подозреваемые и обвиняемые могут в них участвовать.
Авторы ходатайства объяснили, что избирательные комиссии в своей деятельности сталкиваются с необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами понимания части 3 статьи 32 Конституции РФ (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда) в истолковании вышеупомянутого постановления КС РФ применительно к наличию или отсутствию активного избирательного права у лиц, приговоренных к лишению свободы и находящихся на момент проведения выборов вне исправительных учреждений.
«С одной стороны, в отношении таких лиц вынесен приговор суда, предусматривающий реальное отбывание наказания в виде лишения свободы, а с другой — эти осужденные в силу статей 77 и 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не являются содержащимися в местах лишения свободы на момент проведения выборов и, следовательно, не могут быть отнесены к числу граждан, которые согласно части 3 статьи 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными», — говорилось в ходатайстве Центризбиркома.
Режим наказания устанавливает приговор
КС РФ напомнил, что в постановлении № 12-П/2016 оговаривалось, что лишение свободы — это специальный вид уголовного наказания, отличный от сходных видов, таких как принудительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части.
То есть, КС РФ считает, что после тщательного изучения постановления, вызвавшего непонимание у Центризбиркома, не должно быть сомнений, что только наказание в виде лишения свободы влечет за собой содержание в местах лишения свободы.
При этом КС РФ согласился, что в ряде случаев осужденные к лишению свободы могут находиться в следственных изоляторах — они могут быть оставлены там после приговора для хозяйственных работ или до отправки в места лишения свободы, также они могут быть переведены туда из исправительных учреждений для участия в следственных действиях. И, как подчеркивает КС РФ, все эти лица отбывают наказание в виде лишения свободы на условиях, определенных им приговором, а не режимом следственного изолятора, то есть, они ничем не отличаются от осужденных, находящихся непосредственно в исправительных учреждениях.
«Постановление № 12-П/2016 не содержит каких-либо неясностей и не нуждается в официальном разъяснении в части того, рассчитаны ли высказанные в нем правовые позиции относительно конституционного запрета осуществления активного избирательного права на граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, если они находятся в следственных изоляторах (оставлены там или переведены в них)», — говорится в определении КС РФ.
Поэтому Центризбиркому было отказано в удовлетворении ходатайства об официальном разъяснении вышеупомянутого решения.
Михаил Телехов