Не отлично, а на пятерку: как работали школы в годы войны
В 2025 году Россия празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем, как в военные годы строили новые школы и когда в дневниках учеников появились пятерки и двойки.
Точнее оценить знанияДля советских школ военные годы стали сложнейшим временем. Многие учителя ушли на фронт, здания школ бомбили, детям не хватало учебников, а часто и времени для занятий, ведь подросткам приходилось работать. Но уроки продолжались. В 1941-1945 годах власти построили более восьми тысяч новых школ.
30 июля 1942 года Совет народных комиссаров СССР издал распоряжение «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». Совнаркомы союзных республик должны проконтролировать, чтобы за школьные парты сели все ребята, «принимая все меры к недопущению в течение учебного года отсева учащихся из школы».
Проводить занятия нужно было в две смены, а третью допускалось вводить лишь в исключительных случаях и только с разрешения совнаркомов. Все школьные здания, занятые не по назначению, предписывалось освободить, за исключением используемых под госпитали и эвакуированные предприятия.
А 10 января 1944 года было подписано постановление Совнаркома РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». Как гласил документ, это было необходимо для более четкой и точной оценки знаний и повышения требовательности к их качеству.
До этого в школах действовала словесная система оценки: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Ее заменили цифрами: 5, 4, 3, 2, 1.
Документ затронул и вопросы поведения учащихся: в его развитие 29 февраля 1944 года была издана инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы. Там прямо говорилось, что учителя и классные руководители должны обеспечить регулярный просмотр дневников и четвертных ведомостей успеваемости и поведения учащихся родителями или заменяющими их лицами, рассказал «Парламентской газете» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории Минобороны, полковник запаса Андрей Климов.
«Кроме того, в документе предписывалось о каждом снижении отметки по поведению учащегося доводить до сведения родителей. Именно поэтому родители или лица, их замещающие, могли своевременно реагировать на вопросы обучения и воспитания молодого поколения непростого военного времени», — сказал Климов.
В Госдуме раскрыли тайну «радиостанции Судного дня» УВБ-76© Игорь Бруй/ТАСС Малышей — в садик
Выписка из постановления СНК СССР от 9 января 1944 года предписывала провести мероприятия по расширению сети детских садов и улучшению их работы. Наркоматы, ведомства и совнаркомы союзных республик должны были увеличить количество малышей в детских садах. В садики нужно было отправить ребят, чьи родители работают на предприятиях, а других членов семьи для ухода за детьми нет. Помещения детских садов, используемые не по назначению, необходимо было освободить. Наркоматы и ведомства должны были обеспечить свои детские сады «необходимым мягким и жестким инвентарем». Для этого на предприятиях организовывали производство детской мебели и предметов хозяйственного оборудования.