Не в ущерб безопасности: оформление групповых перевозок детей хотят упростить
Штрафы за неправильное оформление документов на перевозку детей в составе организованной группы могут снизить, а за неисправность автобуса или плохую подготовку водителя, наоборот, увеличить. Соответствующие инициативы прорабатывают в Совете Федерации. Спрос на детский туризм внутри страны растет, но туроператорам организация поездок сейчас невыгодна из-за больших накладных расходов, волокиты с оформлением документов и возможных штрафов.
Почему так дорогоВозить детей — себе дороже, знают те, кто хоть раз занимался оформлением группы для поездки хоть в музей, хоть на спортивные соревнования. В Минэкономразвития с этим согласны: маржинальность турбизнеса для маленьких отдыхающих, по данным ведомства низкая, поэтому такой деятельностью занимаются лишь 10 процентов туроператоров.
Зато ответственность большая — штраф по статье 12.23 КоАП за нарушение правил перевозки людей составляет до ста тысяч рублей. Причем ответственность не дифференцирована: наказать могут как туроператора, так и перевозчика, как за неправильно оформленные документы, так и неисправный автобус, отсутствие ремней безопасности, недостаточную квалификацию водителя и так далее.
Есть и такая статистика: за последние пять лет в России произошло 83 тысячи автоаварий с участием несовершеннолетних, в них погибли 2796 детей. Причем количество таких ДТП только растет: 15 тысяч — в 2022 году, 17 тысяч — в 2023-м, 18 тысяч — в 2024-м.
Как развивать внутренний туризм не в ущерб безопасности, обсуждали на совещании в Совфеде 25 сентября. В Минэкономразвития разработали и согласовывают с МВД и Минюстом законопроект, разграничивающий ответственность за нарушения при перевозке детей, сообщила замдиректора департамента Валентина Перепилицына.
«Важно сохранить то, что влияет на безопасность — требования к автобусу, к водителю, к сопровождающему, — сказала она. — При этом штрафы за ошибки при оформлении документов могут быть ниже».
С таким подходом согласился зампред Комитета Совфеда по экономической политике Дмитрий Ворона, добавив при этом, что наказывать за то, что непосредственно влияет на безопасность поездки, нужно еще строже, чем сейчас.
В регионах могут создать учреждения для управления школьными автобусами
© freepik.com Полиция должна знать
Автобусный парк в России стремительно стареет, перевозчики не торопятся покупать новую технику — дорого, рассказала вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Татьяна Козловская. Установленные кабмином в 2020 году требования к перевозкам детей — жесткие, подтвердила она. Разве что требование об автобусе не старше десяти лет убрали, а в остальном документ не соответствует современным реалиям, считает эксперт.
«Возить детей можно со скоростью не больше 60 километров в час, и на однополосной дороге за таким автобусом выстраивается хвост из недовольных автомобилистов, — объяснила Козловская. — Ехать можно только четыре часа, а это при разрешенной скорости только 240 километров. Дороги сейчас хорошие, много платных трасс, поэтому мы считаем возможным увеличить скорость хотя бы до 80 километров в час».
Каждую поездку должны согласовать как минимум два госоргана: МВД и Ространснадзор. Причем полный список детей нужно отправить в правоохранительное ведомство не позднее чем за сутки до выезда, если он будет в пределах субъекта РФ, и за 48 часов, если поездка межрегиональная. «Случается, что дети заболевают, в спортивных командах происходят замены, и если исключить ребенка мы еще можем, то добавить нового — нет», — посетовала Козловская.
Решить проблему можно, наладив электронный документооборот, считает Дмитрий Ворона.
«Все должно работать по принципу одного окна, например, в личном кабинете организатора поездки на портале госуслуг», — сказал сенатор, обещав направить такие рекомендации в заинтересованные ведомства.
Штраф за отсутствие детского кресла предлагают удвоить Льготнику — льготниково
В Минтрансе планируют актуализировать правила перевозки детей, конкретные поправки сейчас прорабатывают, сообщил директор департамента автомобильного и городского пассажирского транспорта Александр Васильченко.
Что касается возможности добавить или заменить ребенка в списке на поездку, то эту проблему решат, пообещала Перепилицына. Соответствующие методички, по ее словам, уже выпустили МВД и Минтранс.
© freepik.com
Возить детей сложно не только автотранспортом, но и по железной дороге, выяснилось на совещании. Чтобы отправить в путешествие группу, нужно забронировать билеты за 90 дней, оплатив половину стоимости, а за 70 дней их выкупить, рассказала Татьяна Козловская.
«Причем каждая бронь платная, что еще больше удорожает поездку», — добавила она.
В 2025 году поезда доставили из точки А в точку Б 541 тысячу детей в составе организованных групп, сообщил замгендиректора РЖД Иван Колесников. Это на 5 процентов меньше, чем за тот же период 2024-го, но увеличилось на 16 процентов количество групп, их насчитали 15,6 тысячи. То есть группы стали меньше.
Перевозку детей по железной дороге регулируют два федеральных закона и как минимум четыре СанПиНа, добавил Колесников. То есть неурегулированных вопросов практически нет. Разве что они: РЖД установило круглогодичную скидку на поездки детей 10-18 лет при предъявлении свидетельства о рождении. Льгота распространяется на граждан России, но в свидетельствах гражданство не пишут.
«Мы считаем, что при получении свидетельства о рождении нужно проставлять гражданство», — предложил Иван Колесников.
Кому повысят пенсии в октябре