Не желали освобождения от Орды? Историки раскрыли шокирующие подробности Великого стояния на Угре

Не желали освобождения от Орды? Историки раскрыли шокирующие подробности Великого стояния на Угре
Своих пушек не было

Общеизвестно, что к середине XIII века, потеряв независимость, древнерусские княжества подчинились Монгольской империи, находившейся на пике своей силы. Позже ее место заняла Золотая Орда. Парадокс в том, что, утратив независимость по вине одного государства, русские княжества, по сути, продолжили выплачивать дань уже другому, а затем и третьему – Волжской (Большой Орде).

«Существование Руси в тени различных Орд имело все черты резко неравноправного партнерства, - пишет журналист, историк-публицист Игорь Гашков. - Великая водная артерия Волги использовалась, чтобы перевозить дань из русских северо-восточных княжеств на юг, где в пределах нынешней Астраханской области находилась столица монголов – Сарай. Эти выплаты не сравнить с налогами. Когда, к примеру, русскому северу угрожала опасность от шведов или немецких крестоносцев, обороняться приходилось собственными силам. Орда не присылала помощь».

Два столетия ордынского господства над Русью выявили удивительное отсутствие интереса у степняков к земледельчеству, коим испокон веков занимались русские люди. Ни один из ханов Чингизидов не посетил свои удаленные русские владения лично, а номинальные правители почти не вмешивались в их внутреннюю политику. Для этого в кочевых ордах, как считается, не хватало образованных людей и бюрократического аппарата.

Ордынских ханов мало интересовали внутренние дела обложенных данью народов

 

Отношения между победителями и побежденными укладывались исключительно в логику дани. Это не имело ничего общего с созданием единого государства. Отправлять серебро в Степь, не получая ничего взамен, имело смысл только в том случае, если Орда готова была доказать свое превосходство на деле. К XV веку это становилось все сложнее сделать.

Технический прогресс той эпохи привел к развитию артиллерии, которая плохо совмещалась со степными набегами. В 1480 году по разным берегам реки Угры стояли войска, оснащенные не одинаково. У воеводы князя Холмского имелись пушки, и ими он угрожал смельчакам хана Ахмата, пытавшимся переправиться первыми. Своих пушек у Большой Орды не было.

Хотел сбежать?

На знаменитой картине художника Николая Шустова, которая называлась весьма витиевато - «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов» - изображен самый известный эпизод 1480 года. На холсте отчетливо видно, как великий князь рвет послание от хана Ахмата с требованием возобновить выплату дани. Разодранный лист представлен лежащим у ног московского государя, при этом ордынского посла русские стражники держат за руки.

В исторических источниках упоминается не грамота хана, а пайцза - металлический знак благоволения Чингизидов. Ее, как правило, крепили к одежде для безопасного преодоления степных широт. Ведь обладатель подобной пластины считался под личным покровительством хана.

Рвал ли великий князь ханскую грамоту, доподлинно неизвестно

 

На деле, как убеждены многие историки, Иван Васильевич не мог решить, принять ли ему бой, и не желал сожжения «мостов» с ордынцами. Поэтому эпизод с пайцзой большинством ученых отрицается. Еще одно заблуждение многих любителей истории касается непосредственно знаменитого стояния на реке Угре 1480 года.

«В действительности же, встав друг против друга, два войска оказались немедленно вовлечены в дальний бой, - основываясь на исторических документах, убежден Игорь Гашков. - Хотя потери оценить невозможно, сражение было кровопролитным».

При этом многие ученые до конца в этом не уверены. Есть предположение, что стояние было бескровным. На протяжении целого месяца (с 8 октября по 11 ноября) противостояние с ордынцами проходило в основном в «психологической плоскости».

Иван III, как считает ряд историков, отдавал себе отчет, что оставаться в Коломне, где он в то время находился, небезопасно. Поэтому он принял решение вернуться в Москву, однако в «первопрестольной» его ждал неприятный сюрприз – волнения горожан. Многие якобы открыто предлагали великому князю, как и прежде, платить дань. И тогда хан со своим войском, возможно, оставил бы город в покое.

Можно было и дальше платить дань...

 

Некоторые историки утверждают, что Иван Васильевич всерьез рассматривал вариант своего побега в случае неудачной военной операции. Он даже якобы уехал в Красное село (ныне - район московского метро «Красносельская»), где его и застали известия о неудаче Ахмата с форсированием Угры.

Впечатленный новостью, великий князь принял решение – не отступать! В середине октября 1480 года он переехал с частью войск в Кременец - укрепленный пункт в 60 км от устья Угры. Ахмат воспользовался этим и направил Ивану послов. Начались затяжные, но малопродуктивные переговоры.

Пытаясь подавить великого князя психологически, Ахмат угрожал быстрым налетом на Москву в случае раннего наступления зимы. Впрочем, вышло все неожиданным образом, если верить историческим источникам, на которые опирается Игорь Гашков. Великое стояние на Угре подошло к концу… из-за русских!

Военачальник Холмский, оценив положение при наступлении лютых холодов, отдал распоряжение организованно отступить назад. Отход русских привел ордынцев в замешательство. Замаячившая перед Ахматом возможность спасти свою репутацию (не отступить первому) высветила слабину у самого хана: как и все участники той войны, он был крайне измотан.

Отступление русских привело ордынцев в замешательство

 

Впоследствии отряды князя Ноздреватого и дружественного татарского царевича Нур-Девлета нанесли удар в тыл по ставке хана на Нижней Волге. Русское государство навсегда освободилось от татаро-монгольского ига! А вы, уважаемые читатели, интересуетесь историей? Знаете ли что-нибудь о Великом стоянии на реке Угре? И еще… много ли, по вашему мнению, осталось «белых пятен» на полотне российской истории?

Автор: Артем Воеводин

 

RuNews24 RuNews24

19:05
23
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025