Нехватку анестезиологов и реаниматологов компенсируют педиатры
Минздрав продолжит обеспечивать кадрами анестезиологическую, реаниматологическую и прочие службы за счет врачей других специальностей. Пока такая возможность предусмотрена до 1 сентября 2025 года. Эту дату ведомство предлагает заменить на 31 декабря 2026-го с учетом уже полученного успешного опыта. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Подробности — у «Парламентской газеты».
Профподготовка экстерномПретендовать на должность анестезиолога, реаниматолога, травматолога-ортопеда, хирурга могут врачи другой специализации. Это следует из постановления Правительства от 12 марта 2022 года № 353, которое действует до 1 сентября 2025 года. Обязательно одно из условий:
у соискателя есть диплом по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», действующая аккредитация по одной из них. Вдобавок нужно пройти обучение по дополнительной профессиональной программе — не меньше 1296 часов, чтобы переквалифицироваться, например, в реаниматолога или хирурга, наличие диплома по лечебному делу или педиатрии, учебы в интернатуре или ординатуре, аккредитации или сертификата по одной из специальностей высшей квалификации по программам ординатуры укрупненной группы «Клиническая медицина». Плюс к этому курс профессиональной переподготовки — минимум 504 часа.«Данная мера показала свою эффективность в повышении укомплектованности медицинских организаций врачами хирургического, анестезиологического, травматологического и ортопедического профилей», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления, которое продлевает действие упрощенного порядка приема врачей на работу до конца 2026 года.
Это поможет утолить кадровый голод в анестезиологической и реаниматологической службах, уточняется в документе.
Персонал в санатории предложили завозить вахтами С хорошей базой
С 1 сентября начнет действовать и приказ Минздрава, согласно которому главврач медучреждения сможет передавать часть функций лечащего врача фельдшерам и акушерам при оказании первичной медико-санитарной и скорой помощи. Это тоже один из способов решить проблему персонала. Однако однозначного мнения насчет его эффективности и сохранения доверия к специалистам, которые ускоренно получают новую квалификацию, среди экспертов нет.
«Почему бы и нет, если это будет качественное дополнительное образование и человек изначально имеет хороший уровень знаний, — сказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Жанна Чефранова. — Тысячи часов вполне достаточно, чтобы, имея хорошую общую педиатрическую базу, освоить, например, детскую ортопедию. Совершенно не вижу там большой сложности».
Что касается хирургического лечения, то, по словам сенатора, оно предполагает теорию и практику, работу с наставниками, в команде, поэтому здесь о хирургии как таковой речи нет. Зато есть возможность вовремя поставить диагноз, например косолапость.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Жанна Чефранова. © Игорь Самохвалов/ПГ
«Если мы говорим о детском хирурге, ортопеде, то все малыши в возрасте месяца и позже должны быть осмотрены врачами, — напомнила Чефранова. — Это комплексный осмотр, поэтому дополнительные знания всегда нужны. Другое дело, что мы неоднократно ставили вопрос о качестве образования, чтобы эти часы не были заочными, дистанционными, чтобы это была хорошая, качественная переподготовка».
Депутат Тумусов рассказал, как решить вопрос нехватки медицинских кадров Очно и под руководством
Более осторожной точкой зрения с «Парламентской газетой» поделился сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов:
«Система здравоохранения испытывает серьезный кадровый дефицит, особенно в хирургических направлениях. В связи с этим упрощенный порядок допуска специалистов к работе может быть оправдан, но только при одном важном условии — он не должен снижать качество подготовки врача. Если бюрократические барьеры убираются, а профильные навыки, квалификация и реальная клиническая подготовка специалиста остаются под контролем — это шаг в правильную сторону».
Важно, чтобы у врача были не только документы, но и реальные навыки, подтвержденные практикой, добавил Власов.«Ни один хирург, анестезиолог или реаниматолог не может по-настоящему научиться профессии в онлайн-формате, — считает он. — Такие специальности требуют очного, полноценного обучения — с живыми пациентами, под руководством наставников, с возможностью разбирать клинические случаи. Только это дает уверенность пациенту и системе здравоохранения в компетентности специалиста. Мы считаем, что любая ускоренная программа должна включать клинические часы, обучение в профильных учреждениях и контроль профессиональных навыков».
Упрощение допуска — это инструмент, но безопасность пациента всегда должна оставаться приоритетом.
«По данным 2024 года, дефицит врачей составлял 23 297 человек и нехватка среднего медицинского персонала составляет 63 тысячи человека», — сообщил глава Минздрава Михаил Мурашко 5 марта на «правительственном часе» в Госдуме, где обсуждали кадровое обеспечение медицинских и образовательных организаций.
Министр уточнил, что в амбулаторном звене врачей стало больше на 5,6 тысячи человек, что уменьшило их нехватку на 31 процент. По его словам, укомплектованность участковой службы составила 88,5 процента.
Депутат Власова: Фельдшеры с 1 сентября смогут подменять врачей при их нехватке