Нейросеть «Яндекса» выдает фейковые отзывы о турфирме

Нейросеть «Яндекса» выдает фейковые отзывы о турфирме

«Алиса», нейросеть «Яндекса», приписала компании авторских туров негативные отзывы по чужим экскурсионным программам. Попытки узнать у той же «Алисы», как исправить некорректную информацию, ни к чему не привели. Самостоятельные поиски алгоритма действий в такой ситуации — тоже. Об этом Profi.Travel рассказала основатель и руководитель компании «Артефакт Тревел» Людмила Кузнецова 10 декабря.

Негативные отзывы об экскурсиях, которых не было

О том, что «Алиса» приписывает ее турфирме несуществующие жалобы от клиентов, Людмила Кузнецова узнала случайно. «Набираю в «Яндексе»: «Артефакт Тревел отзывы», — и буквально в первых рядах ответ от «Алисы». В начале там был дайджест положительных моментов, а потом пошли отрицательные, на основе отзывов путешественников», — написала она в своем телеграм-канале. Проблема в том, что тех услуг, на которые якобы жалуются туристы, компания никогда не оказывала, а описанных спорных ситуаций в ее деятельности не происходило.

«Никаких экскурсий в Пизу и Тиволи мы отродясь не делали вообще, никогда у нас не было ситуаций, чтобы туристы не дождались автобуса и уехали на такси, и график туров мы в личку всем персонально отправляем», — пояснила Людмила Кузнецова.

«Там даже нет никакой кнопки, опции, чтобы уведомить «Яндекс» о дезинформации, — говорит руководитель «Артефакт Тревел». — Я попыталась у той же «Алисы» спросить, что делать, если она дает про мою компанию неверные отзывы. Но нейросеть ответила совершенно не в тему — отправила меня в бизнес-аккаунт на «Яндекс Картах» и посоветовала опровергнуть отзывы там. Мои возражения, что речь не о реальных отзывах, а о некорректной информации в ее подборке, она категорически отказалась воспринимать», — поделилась продолжением своей истории руководитель турфирмы.

В итоге предприниматель отправила скрины и претензию в раздел «Сообщить об ошибке» на главной «Яндекса». Однако она сомневается, что это к чему-либо приведет, поскольку эта кнопка не имеет отношения к «Алисе».

Удар по имиджу и урон для бизнеса

«Мы мониторим все отзывы о нашей компании, и если вдруг бывают какие-то жалобы (за всю историю — их всего две), всегда на них отвечаем. Репутация на «Яндексе» для нас важна, мы приложили много усилий, чтобы у нас был рейтинг 5*. Для этого нужно напоминать клиентам, чтобы они оставили отзыв о поездке, ведь пользователи традиционно готовы описывать в сети только те ситуации, где что-то случилось, а когда все хорошо, они в интернете молчат. И сейчас мне по-человечески очень обидно, что все честные отзывы о нас вот так вот взяли и зачеркнули какой-то дезинформацией, которую неизвестно откуда подтянула нейросеть. Это удар по имиджу моей компании, урон моему бизнесу», — подчеркнула Людмила Кузнецова.

Она добавила, что позже отправила такой же запрос в GPT-чат, и тот выдал совершенно корректную информацию о ее компании — никаких отзывов, не относящихся к «Артефакт Тревел» в его ответе не было.

Как прокомментировал эксперт по цифровым технологиям и управлению ИТ-проектами в гостиничном бизнесе и туризме, автора тг-канала «ПроБизнес» Яков Адамов, теперь предпринимателям, действительно, нужно еще отслеживать, что выдает ИИ по брендовому запросу. И анализировать, откуда взята информация, разбираться, как с этим работать.

«Теперь это тоже попадает в область SEO-оптимизации. ИИ — это новые поисковые системы. Поиск все больше будет перемещаться в нейронки, условно, как продуктовый поиск сейчас переместился в маркетплейсы. И на рынке рекламы уже появляется новая услуга, связанная с оптимизацией сайта под ИИ. А если этим вопросом не заниматься, то стоит понимать, что в ответах ИИ действительно может оказаться какая-то некорректная информация. Это обязательно надо отслеживать», — отметил он.

Можно ли подать на нейросеть в суд?

Как подчеркнули в компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», привлечь «Яндекс» к ответственности вряд ли получится.

«Поиск в нейросети происходит по ключевым словам: в данном случае — это «отзывы», «Артефакт», «Тревел». Совсем не обязательно, что нейросеть станет «фильтровать» отзывы именно по компании «Артефакт Тревел». ИИ, действуя в рамках программного кода (мы не знаем, как именно этот код составлен, по каким алгоритмам), может взять отзывы по всем компаниям, в чьё наименование включено слово «Тревел». Есть вероятность, что многое зависит от формулировки запроса. Например, возможно, картина изменится, если набрать полное фирменное наименование организации, включая форму собственности», — уточнил руководитель юридического отдела компании Вадим Погорелов.

Он отметил: ответственность за распространение сведений, порочащих деловую репутацию, предусмотрена положениями 152 ГК РФ. «Обязательным признаком правонарушения является совершение субъектом ответственности (здесь может выступить компания «Яндекс» как разработчик этой нейронной сети), — отметил юрист. — Однако о распространении речи идти не может. «Алиса» не распространяет эту информацию среди неограниченного круга лиц. То есть — не размещает на странице сайта, не рассылает пользователям в интернете и т.д.».

Юрист подчеркнул: в условиях пользовательского соглашения в отношении «Алиса AI» (раздел 4) прописано, что «Яндекс» не может гарантировать актуальность, точность, релевантность, корректность, достаточность и полноту представленной посредством сервиса информации, не может гарантировать соответствие ответа на запросы пользователя ожиданиям и целям пользователя и не несет ответственности за содержание ответа. Для проверки информации, указанной в ответах на запросы, рекомендуется обращаться к источникам, переходя по ссылкам в соответствующих ответах.

В любом случае представленные в сервисе ответы не являются выражением чьего-либо мнения, позиции «Яндекса» или утверждением о фактах. Ответы ни при каких обстоятельствах не могут быть расценены как руководство или совет при принятии решений или совершении каких-либо действий.

Таким образом, в пользовательском соглашении зафиксировано, что «Яндекс» не несет ответственности за содержание контента, точность, релевантность, корректность информации, полученной пользователем в сервисе «Алиса AI».

Там же сказано: в случае, если содержание опубликованного контента, включая изображения, видео и тексты, по мнению пользователя, нарушает требования законов и/или затрагивает права и интересы третьих лиц, он вправе направить обращение, воспользовавшись формами обратной связи, размещенными на сервисе, либо отправить письмо по адресу: stroka@support.yandex.ru

«Таким образом, в сложившейся ситуации можно порекомендовать обратиться в службу поддержки «Яндекса» для указания проблемы», — заключил юрист.

Сотрудники иммиграционной службы допрашивают туристов на улицах Бали в ходе рейда, цель которого — выявить иностранцев с просроченными визами. Об этом сообщает издание The New Daily со ссылкой на видео, которое выложили на местной новостной платформе.

На кадрах видно, как сотрудники полиции в форме и защитных жилетах подходят к иностранцам в Убуде и просят предъявить документы. «Мы проводим плановое патрулирование и хотим проверить ваш паспорт и разрешение на пребывание», — говорят они.

По данным газеты South China Morning Post, около 100 сотрудников полиции были направлены на патрулирование 10 ключевых туристических точек по всему острову, включая места для серфинга Чангу и Семиньяк, культурный центр Убуд и город Джимбаран, куда туристы приезжают, чтобы поесть морепродукты.

В туроператорской компании «Русский Экспресс» Profi.Travel подтвердили, что сотрудники иммиграционной службы на Бали активизировались. «Это связано с тем, что именно в зимний сезон приезжает много туристов на лонгстей, на так называемую зимовку, зачастую — не озаботившись официальной пролонгацией виз заранее», — пояснили там.

В «Русском Экспрессе напомнили, что по стандартной визе в Индонезии можно находиться не более 30 дней. «Поэтому рекомендуем туристам оригинал паспорта оставлять в сейфе в отеле, но с собой иметь фото основной страницы, а также страницы со штампом въезда и визовым стикером, который им вклеивают по прибытии в Индонезию. Это снимет вопросы», — заявили в операторской компании. Тем, кто планирует пробыть в Индонезии более 30 дней, они посоветовали оформлять корректный тип визы.

Как добавили в туроператорской компании ITM group, иммиграционные службы уже более года проводят активные рейды по выявлению незаконного пребывания и работы иностранцев на Бали.

Ранее в этом году власти Индонезии объявили, что на Бали будет развернута борьба с растущим количеством нарушений иммиграционного законодательства со стороны иностранцев. Как сообщила иммиграционная служба Нгурах-Рай, с января по июль 2024 года было депортировано 148 иностранных граждан, в том числе 66 человек с просроченными визами

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

16:06
46
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025