Необходимо защищать визуальный культурный код в эпоху цифровизации — Сидоренко
МОСКВА, 11 июн — РАПСИ. Цифровые технологии должны способствовать сохранению визуального культурного кода, а не его искажению, считает генеральный директор «Белого Интернета», член Совета по правам человека при президенте РФ, профессор МГИМО Элина Сидоренко.
«Этот код — не просто запоминающиеся украшения или старинные узоры. Это язык, на котором культура «говорит» с миром и с будущими поколениями. И именно сегодня крайне важно «помирить» этот традиционный язык с цифровыми технологиями. Но это задача не одного дня и не одного исполнителя. Это последовательный процесс совместной работы государства, общества и каждого россиянина», — отметила Сидоренко.
По ее мнению, цифровые технологии меняют способ взаимодействия с культурой: традиционные образы можно теперь увидеть не только в музеях или книгах, но и в социальных сетях, играх и виртуальной реальности. Это как открывает новые возможности для сохранения культурного наследия, так и создает риски.
Цифровизацию необходимо внедрять осторожно, учитывая особенности подачи и целевую аудиторию. Виртуальные музеи и онлайн-архивы помогают сделать культурное наследие ближе, однако без вдумчивого подхода алгоритмы соцсетей могут превращать глубокие символы в мемы или поверхностный «эстетический тренд».
Сидоренко выделяет еще одну проблему — культурную апроприацию в цифровой среде. «Национальные орнаменты, сакральные образы и фольклорные мотивы часто используются без понимания их смысла. Например, превращение славянских оберегов в «украшения для блогеров». Есть серьезные риски утраты аутентичности, когда цифровые реконструкции памятников или AI-генерация «фольклорного» искусства могут искажать первоначальный контекст», — добавила Сидоренко.
Системное понимание цели, учет аудитории и каналов продвижения поможет решить проблему. Например, добавлять национальный визуальный код в игры стоит продуманно и с участием ученых и общественных организаций.
«Обучение нейросетей должно проводиться на аутентичных образцах при условии незамедлительной корректировки алгоритмов, искажающих культурные символы. Важно также разрабатывать программы использования ИИ для борьбы с дипфейк-подменами и намеренным искажением российского визуального культурного кода в отечественном и зарубежном кино», — подчеркнула Сидоренко.
Необходимо продвигать визуальный код в соцсетях через проекты по разбору символов, а также с помощью аниме, мобильных приложений и краудфандинговых проектов по поиску утерянных культурных объектов. «Однако самая важная задача состоит в том, чтобы повернуть право лицом к охране визуального культурного кода, наконец, закрепить его в российском праве как самостоятельный объект правовой охраны», — резюмировала гендиректор «Белого Интернета».