Невымышленный образ. Что общего у памятника у дороги и трудовой династии ледебинцев
Установить памятник предложил в конце прошлого века фронтовик, председатель райсовета ветеранов Николай Чуев. Аналогов ему на тот момент в стране не было. Пожертвования на монумент женщинам и детям военной поры стекались со всей страны. Автором скульптурной композиции, которую открыли в мае 1995 года, выступил белгородский скульптор Анатолий Шишков. Прототипами для героев стали жительница Бобровых Дворов Мария Хорхордина, её дочь Наталья и сын Арнольд.
«В этом году памятнику исполнилось 30 лет, – рассказывает глава Боброводворской сельской администрации Игорь Волков. – Конечно, мы гордимся, что герои памятника – наши земляки. И хотя образ монумента собирательный, жители села в первую очередь видят в нём Марию Хорхордину и её детей».
Фото: архив Ирины ШишаевойЖизнь как подвиг«Мой милый, если б не было войны…» – десятилетия слова этой песни слушали сквозь слёзы миллионы вдов, не дождавшихся с фронта своих мужей. Вот и муж Марии, ещё вчера учивший детишек в сельской школе, успел написать только одно солдатское письмо. Лишь через годы однополчанин мужа рассказал Хорхординой, что её Андрей погиб в одном из первых своих боёв, обороняя московское направление.
По сути, вся дальнейшая жизнь Марии Хорхординой была подвигом – скромным, молчаливым и незаметным. Горькая и голодная жизнь в оккупации. Тяжёлый труд в совхозе – на току и в поле. И главная, неизбывная цель – сохранить детей, дать им будущее.
Как и в миллионах сверстниц, была в ней какая‑то невероятная сила: уже на склоне лет она стала для губкинцев настоящим символом. Про мужественную женщину писали областные и столичные журналисты, сама она сочиняла пронзительные стихи о военной поре и женской доле.
Её дочь – Наталья Мерзликина – сейчас живёт в Старом Осколе. А имя Арнольда Хорхордина – того самого мальчика с памятника – вписано в историю Лебединского ГОКа.
Фото: архив Ирины Шишаевой
