Новгородцы могут увидеть яркие эмали Зураба Церетели и хрупкие работы его дочери
Как уже рассказывали «53 новости», в Новгородском центре современного искусства на днях открылось несколько интересных выставок.
Центральной экспозицией стала выставка работ Зураба Церетели, его дочери Елены (Лики), а также картин искусствоведа Татьяны Кочемасовой, возлюбленной мастера, посвятившей ему 20 лет жизни. Она приехала на открытие вернисажа в Великий Новгород.
Как признался руководитель НЦСИ, искусствовед Сергей Пухачёв, это уже третья выставка произведений Зураба Церетели в Великом Новгороде, но он не устаёт поражаться «гену доброты», который никуда не девается и каждый раз проглядывает в искусстве этого художника. А особенно – в эмали.
«В своё время я был поражён в музее Церетели в Москве, когда в первый раз увидел огромные эмалевые панно. Это было одно из ярких впечатлений среднего возраста жизни.
Тем более, что мы эмаль знаем, это древнейшая техника, известная, начиная с Древнего Египта. Мы знаем лиможские эмали и наши – ростовскую финифть, кавказскую эмаль, тоже очень древнюю. Но всё-таки это прикладная техника… ювелирная техника. И для того, чтобы переводить её в такие огромные масштабы, нужно иметь определённую творческую смелость и талант», — сказал Сергей Пухачёв.
Академик Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Татьяна Кочемасова отметила, что для Зураба Церетели был очень важен синтез искусств. И в новгородской экспозиции представлено несколько граней его творчества: графика, малая скульптура, шелкография, живопись, эмаль.
Что касается эмали, то мы знаем грузинскую минанкари, передгородчатую эмаль. У этого вида декоративно-прикладного искусства большая история, и в наши дни целый ряд мастеров проводит интересные эксперименты с эмалью. И Зураб Церетели, по словам искусствоведа, безусловно был в авангарде этого направления. В том числе, благодаря особенностям технологического характера.
Многие произведения – это живописные образы мастера, которые он пробовал перевести в эмаль. А это довольно сложно: сохранить все очертания рисунка, контур, ощущение цвета. Это требует многих экспериментов.
Татьяна Кочемасова обратила внимание посетителей выставки на совершенно уникальную цветовую палитру Зураба Церетели, которая практически равна живописной. И это тоже иллюстрирует многогранность его творчества.
Искусствовед также рассказала о Елене (Лике) Церетели – дочери, помощнике и соратнике художника, которая создала много альбомов и провела много выставок, посвящённых отцу. Погружаясь в его творчество, она где-то отодвинула свою собственную художественную составляющую, но несколько лет назад тоже начала выставлять свои работы, участвовать в разных проектах с графическими сериями и росписью по стеклу.
О себе же Татьяна Кочемасова сказала так: «Я в первую очередь искусствовед, для меня художественное творчество – небольшая грань жизни…» Но это и пространство, которое радует и добавляет красок. Она добавила, что её наставники-искусствоведы тоже в своё время пробовали силы в изобразительном искусстве, и это было погружение теоретиков в творческий процесс. Татьяну вдохновляют примеры профессиональных художников, о которых она пишет и выставки которых организует.
Её работы, на наш взгляд, трогательные и милые, они полны любви к окружающему миру, природе, к братьям нашим меньшим.
Эти и другие экспозиции можно будет посетить до 5 октября. Ранее мы рассказывали об интересных работах Дарьи Сухоруковой.
Вашему вниманию – ещё ряд фотографий с открытия сентябрьской выставочной волны.
Работы Зураба Церетели:
Работы Елены Церетели:
Работы Татьяны Кочемасовой:
Фото автора
← На новгородском виадуке «Рено» наехал на велосипедиста