Новые имена в искусстве реставрации XXI века
Ю.А. Румянцева, Дипломная работа, 2025
«Любовь к Отечеству – сила всепобеждающая», - эти слова российского президента Владимира Путина окрылили не одно поколение молодых людей, стремящихся к поиску новых открытий в своем творчестве, будь то живопись, музыка, писательское дело, кино, театр или ремесло реставрации. Казалось бы, в век стремительных скоростей кого из молодых может профессионально увлечь искусство реставрации, где есть набор непреложных приёмов, их и надо неукоснительно соблюдать. Оказывается, всё не так просто. Имея дело с древними текстами, тканями, красками, фресками художник реставратор может подняться в своем творческом профессиональном методе до высот искусства. И такие примеры есть. Вот недавний из подобных. В Санкт-Петербургской Академии живописи имени Ильи Репина высшую оценку с похвалой Государственная Экзаменационная комиссия вынесла выпускнице 2025 года Юлии Румянцевой - девушке с характером. Чувствуя в себе талант и призвание художника, Юлия, неоднократно поступавшая в это полюбившееся ей высшее учебное заведение, добилась счастья быть студенткой в этих старинных стенах, которые помнят и хранят голоса и творения великих мастеров живописи, ваяния и зодчества, - их сегодня знает весь образованный мир. Здесь же, начиная обучаться на кафедре живописи, Юлия сделала свой выбор в пользу реставрационного искусства и за столь сравнительно небольшое время обучения смогла доказать, что относится и рассматривает реставрацию как величайший вид искусства, сравнимый с трудами геологов, ювелиров, композиторов и, конечно же, живописцев. Доказательством стала её дипломная работа, представленная на строгий и придирчивый суд академиков и профессоров Академии. Вот она, её дипломная работа.
Защита диплома Ю.А. Румянцевой в Санкт-Петербургской Академии художеств имени И. Репина
Для справки, напомним, что в России сегодня 45 университетов, институтов и специализированных школ, где можно обучаться ремеслу и искусству реставратора. Но прежде чем заниматься столь ответственным видом искусства, надо овладеть канонами живописи, и Юлия с этим, как видим, справилась. Об этом говорят такие её работы, как храм в «Нередице», «Старое крыльцо», портреты «Петр (Апостол)», «Инок», «Отшельник», «Евангелист Марк». Откуда этот дар видения и воплощения у юной художницы Юлии Румянцевой? Обратимся к её пока краткой биографии. Она родилась к городе Тосно, что под Санкт-Петербургом, там, куда стремились на пленэры художники, создавшие славу русской живописной школы - Алексей Боголюбов (родился в Тосно), Андрей Рябушкин (жил и творил в Тосно), Аркадий Рылов (писал свои произведения в Тосно), Александр Беляев и другие.
Ю.А. Румянцева «Нередица», 2024
«Старое крыльцо»
Ю.А. Румянцева Знаменский собор, копия
Процесс работы над дипломом
Ю.А. Румянцева «Инок», 2022
Ю.А. Румянцева, «Отшельник», 2023
«Петр», 2022
Ю.А. Румянцева, «Евангелист Марк», 2023
Главный человек в жизни маленькой Юлии мама Надежда Владимировна мечтала стать художницей, но свою мечту смогла реализовать только в дочери, приобщая её к искусству живописи через альбомы, книги, рассказы, музеи, выставки. И однажды, заметив на уроке изобразительного искусства несомненный талант Юлии к рисованию, учительница настоятельно рекомендовала ей идти по этой стезе. В 14 лет Юлия поступает в Художественную школу №6 – и каждый день здесь становится для неё уроком дисциплины и приближением к мечте – стать художником. В школу ранним утром, из школы – затемно, порой до 22 часов засиживаясь за мольбертом, так увлекала живопись. И следующим шагом на пути к мечте – поступление в Художественную школу при Санкт-Петербургской Академии живописи им. Ильи Репина (СХШ). Правда, не сразу. Пришлось временно поучиться в профильной гимназии, которая более 40 лет сотрудничает с Академией А. Штиглица. Там её называли «гастролёркой», поскольку Юлия не скрывала того факта, что мечтает поступить в «Репинку».
Юлия Румянцева за работой
Наставники в гимназии – С.Т. Шевченко и А.Б. Симуни разглядели в необычной ученице будущего мастера. Здесь же, в гимназии, обучаясь у Олеси Макаровской, Юлия приходит к осознанию, что «живопись - это не техника, а душа». С первого раза не удалось поступить в Российскую академию живописи, но нет худа без добра: два года осваивала премудрости реставрационной живописи в церковной мастерской у академика А. К. Крылова в качестве вольнослушательницы. Лишь с третьей попытки посчастливилось сдать экзамены в заветную «Репинку» и поступить в церковно-историческую мастерскую. Здесь важной особенностью обучения стали работа над композицией и практика копирования в разных уголках России. Задания были не из лёгких: станковая композиция «Пир Александра Невского», эскиз гобелена «Брак в Кане Галилейской» в интерьере храма св. Великомученицы Екатерины, «Небеса» и фрагмент Портал. На 3 курсе студенты переходят в основные мастерские, где царит иная атмосфера, как в мастерской Александра Константиновича Крылова. «Крылов считал, что колорит - это порядок красочных тонов, а стиль - совокупность изобразительных форм и средств, обозначающих конкретный символ», - поясняет Юлия Румянцева, подчеркивая, что главное – это изучение анатомии, натуры, формы тела. Особое внимание мастер уделял складкам как важному элементу завершённости формы. «Драпировки нельзя оставлять без внимания - наряду с фигурой, складки одежд играют существенную роль», - подчёркивал Крылов. Кстати, отметим, что у Юлии каждый портрет – схож с натурой до малейших деталей, особенностей. И еще одна небезынтересная деталь в работе мастерской церковно-исторической живописи: девушки позировали в нарядных одеяниях.
Ю.А. Румянцева «Автопортрет»
Юлия рассказывает журналу «Международная жизнь», какие практики преподают в мастерской церковно-исторической живописи: восстановление памяти через копирование. «Для этого студенты выезжали в древние города России: Великий Новгород, Углич, Великий Ростов, Большие Вяземы. Копирование фресок, часто сильно повреждённых временем, - выполнялись не как академические упражнения, а как документальные фиксации, призванные сохранить утраченные образы для будущей реставрации», - говорит она. И тут возникает желание задать Юлии несколько вопросов.
«Международная жизнь»: Где, в каких городах Вам пришлось поработать в качестве ученицы у больших мастеров?
Ю.А. Румянцева: В Великом Новгороде посчастливилось копировать фрагменты, осколки XII, XIV веков у замечательной Т.А. Ромашкевич, знаменитого реставратора. Т.А. Ромашкевич занималась разработкой методики реставрации руинированной (от сл. руины) живописи и подборкой ею фрагментов. Татьяна Анатольевна проводила реставрационные работы в древних московских храмах (в том числе в соборах Московского Кремля), в Ярославле, Твери, но больше всего сил вложено ею в благородное дело - спасение памятников культуры Великого Новгорода. Так, Храм Спаса на Нередице, буквально стёртый с лица земли во время Великой Отечественной войны, спасла Татьяна Ромашкевич. Потом была работа в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, что был выстроен в XIV веке. Там Татьяна Ромашкевич уберегла фрески знаменитого Феофана Грека. И ещё - величественный Георгиевский Собор в Свято-Юрьевом монастыре и церковь Сергия Радонежского. Важными были работы в Угличе – это поворот к народному стилю. Практика в Угличе стала для меня переломной.
«Международная жизнь»: Поясните, пожалуйста.
Ю.А. Румянцева: Весь четвёртый курс в Академии я посвятила реконструкции Богоявленского собора в Угличе, включая фрагмент с изображением царевича Дмитрия. Именно здесь глубоко погрузилась в русский народный стиль XVIII века, который отличается яркостью цвета, народной символикой и живым ритмом композиции. Этот стиль стал основой моего дипломного проекта».
Ю.А. Румянцева «Царевич Димитрий Углицкий», реконструкция, 2023
«Международная жизнь»: И вот - защита диплома. Как правило, крупномасштабные работы не всегда удается завершить к защите, доработать начатое по различным причинам. Как сложилось у Вас, Юлия?
Ю.А. Румянцева: 7 июня 2024 года свершилось знаменательное событие для каждого студента Академии Художеств – защита преддипломной композиции - это своеобразный рубеж, который подводит итог многомесячной работы и открывает путь к финальному, дипломному году обучения. Путь к защите начинается за год или даже за два до самого события. Студенты погружаются в кропотливую работу: собирают материалы, изучают литературу, делают наброски и эскизы, оттачивают мастерство. Каждый этап подготовки — это шаг к воплощению заветной мечты: переходу на шестой, дипломный курс. Многочасовая работа над композицией требует не просто художественного таланта, но и терпения, усидчивости, глубокого понимания предмета. Студенты вкладывают душу в свои проекты, стремясь создать нечто особенное, что будет достойно представлено на защите. Успешная защита преддипломной работы — не формальность, а заслуженное право приступить к созданию дипломного проекта.
«Международная жизнь»: Что Вы представили на преддипломной защите?
Ю.А. Румянцева: Копии XII, XIV и XVIII вв., а также этюды, написанные в Великом Новгороде, Больших Вяземах, деревне Тарутино. Диплом становится подвигом.
«Международная жизнь»: Вы говорите, подвигом. Что стоит за этим пафосом?
Ю. А. Румянцева: Судите сами: – объем 4,8 на 5 метра. Воспроизведено пять сюжетов из жизни Пресвятой Богородицы и Христа:
Рождение БогородицыСошествие Святого ДухаВознесение ГосподнеВход Господень в ИерусалимУспение Пресвятой Богородицы
«Международная жизнь»: Солидно. На какие источники вы опирались в своей работе?
Ю.А. Румянцева: На иконографические источники XVIII века, библейские гравюры, в том числе — книгу Пискатора, а также на опыт древнерусской и европейской монументальной живописи.
«Международная жизнь»: Какова была реакция Государственной Экзаменационной комиссии на ваш диплом?
Ю.А. Румянцева: По поводу моей дипломной работы выступили Максим Андреевич Раздрабурдин, Иван Ильич Глазунов, Дина Александровна Гребенникова, а потом и сам Александр Константинович Крылов.
Мы поинтересовались, что же сказали по поводу представленной дипломной работы Юлии Румянцевой члены Государственной Экзаменационной комиссии. Вот, в частности, слова Ивана Ильича Глазунова, Члена Президиума РАХ, ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова: «Вы обращаетесь к стилю, который сложился у мастеров южно-русских земель: Киев, Беларусь. Есть ростово-ярославская линия. Я вас поздравляю, у вас замечательная работа. Очень радует. Я вам желаю хороших, верных помощников вашей артели, которые знают, что вы хотите. И чтобы ваша работа давала вам возможность жить и зарабатывать и не превращалась в долгострой, долгое письмо. Это то, что я вам желаю из лучших чувств, потому что, вижу, что работа намечается крайне интересная, в таком национальном ключе! Очень интересная задача»!
Высоко оценила диплом Юлии Румянцевой доцент, кандидат искусствоведения, Член Международной Ассоциации искусствоведов, начальник Управления по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию Дина Гребенникова: «Сложность этой работы заключается, прежде всего, в том, насколько тонко проработано и умно вписано от иконописи в монументальное искусство, стенопись. Поражает голубой фон, который создает настроение. Этот колорит настолько сложный, что кажется простым. Удлиненные фигуры. Обращаю внимание на правильно выбранные надписи: ей никто не помогал, она сама нашла тексты. Все что кажется удивительно простым, на самом деле является сложной и умной работой. Считаю, она заслуживает самой высокой оценки»!
Академик Российской академии художеств, профессор и руководитель персональной мастерской Александр Константинович Крылов: «Румянцева Юлия, замечательный художник, училась с большим трудом, ей все давалось непросто. Но как основательно, это прекрасная русская черта. Ее труды мне напоминают труды М.В. Ломоносова, который возложил на себя ответственность, такую неподъемную, и поднял ее! ... Вот это народное искусство! Она, эта юная девочка, тоненькая, она обращалась к остаткам, собирала по крупицам в деревенских храмах, по остаткам работ наших провинциальных, нигде не учившихся, из монахов, но сохраняющих и веру, и любовь, и почтение. Я полагаю, могу ошибаться, что возрождение сельских храмов нам чрезвычайно необходимо. Нам необходимо возвращение тех художественных черт, народных, созданных народом, которые сохранили главное, духовную суть. Я прочту фразу апостола Павла: «Это те художественные формы, которые наделены природой нетленной, бестелесной, разумной и чуждой всякой вещественности». И слова Президента России В.В. Путина: «Любовь к отечеству - сила всепобеждающая». Я восхищен! Желаю успехов»!
«Международная жизнь»: Юлия, кто из художников, их творчество является для Вас вдохновляющим?
Ю.А. Румянцева: Прежде всего, Василий Суриков, Орест Кипренский и Александр Сорока – это художники, чьи работы сочетают академическую строгость с глубоким национальным содержанием. Василий Иванович Суриков - мастер масштаба. Его полотна дышат драмой, народной силой, внутренним светом. Мне близок его корень — Сибирь, провинция, отдалённость от столичного блеска. Он писал то, что видел, что чувствовал - и стал великим. Он верил, что историческая живопись — это не музейная пыль, а живое дыхание прошлого. В этом смысле я – его последователь.
Орест Адамович Кипренский – его портреты – это душа в одном взгляде. Он волшебник портрета. Рисуя лица, он улавливал характер, его скрытую силу. Его Пушкин, его Ермолов — это не маски, а живые души. Мне близок его дар - видеть человека. А Тарас Семёнович Сорока - это история чуда. Крепостной человек без прав, и вдруг - художник, ученик Академии, мастер, которого замечает сам Василий Козьмич Шебуев, один из главных петербургских художников александровской эпохи, мастер исторической картины и монументальных росписей. Тарас Сорока своим творчеством доказывал право на талант. Его путь — как зеркало моих первых неудач. Он тоже не поступил с первого раза. Его не хотели брать — не потому что не мог, а потому что «не из тех». Но он доказал. Я помню свой провал на вступительных экзаменах, когда не знала, как пользоваться мольбертами. Но я, как и он, не остановилась. Сорока писал портреты с глубоким уважением к человеку — даже к тем, кто его не ценил. Я тоже пишу людей с почтением и любовью. Он доказал, что талант сильнее сословия. Я доказываю, что настойчивость сильнее неудач.
«Международная жизнь»: Юлия ваша активная позиция и как художника, и как человека, хотя эти понятия, как правило, неотделимы, наверное, не дает вам равнодушно смотреть на разрушающиеся интерьеры православных храмов. Вы планируете помогать храмам в реставрационных работах на добровольных началах, по зову сердца?
Ю.А. Румянцева: Да, конечно. Сейчас вместе с о. Ианнуарием, принимаю участие в восстановлении и росписи храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, расположенного в селе Романщина Лужского района Ленинградской области. Храм является объектом культурного наследия, находится под охраной ЮНЕСКО. Убеждена, что это не просто место для молитвы - это часть нашего духовного и культурного достояния и требует бережного отношения и восстановления. Храм остро нуждается в комплексной реконструкции, необходимо восстановить его историческое убранство, сохранить этот памятник архитектуры для будущих поколений, создать место духовной силы и культурного притяжения».
Надеемся, имя Юлии Румянцевой ещё прозвучит в истории отечественной живописи, реставрационном искусстве, в русской культуре. На завершающий вопрос журнала «Международная жизнь», как она видит своё будущее в профессии и творчестве, Юлия ответила: «Это не просто профессия — это призвание, тяжёлое, ответственное, почти монашеское, - с мечтой воскресить русскую живопись. Считаю, что талант и настойчивость – путь художника».
Ключевые слова: реставрация Юлия Румянцева Российская Санкт-Петербургская академия живописи имени Ильи Репина
