Обсчитал — отдал товар бесплатно
По данным Роспотребнадзора, более 14 процентов жалоб покупателей связано с тем, что стоимость товара в чеке на кассе и на ценнике разная. Продавцы обычно отговариваются, что просто не успели его заменить. Причем грешат этим и сетевые магазины известных продуктовых ритейлеров, и небольшие лавки. В Госдуму внесен законопроект, предполагающий, что покупатель может забрать товар бесплатно, если его стоимость на кассе окажется выше, чем в торговом зале. «Парламентская газета» узнала подробности.
Принцип «честного чека»Депутаты фракции «Новые люди» внесли в Госдуму законопроект, призванный бороться с обманом в магазинах, когда покупатель реагирует на выгодную цену товара, и лишь на кассе, а то и дома понимает, что заплатил за него совсем другую сумму. Принцип «честного чека» подразумевает, что при расхождении цены покупатель сможет забрать товар бесплатно. Такой подход должен распространяться на все — от продуктов до бытовой техники.
Россиян предупредили о подорожании свинины на 5-10% до конца года
Авторы инициативы пояснили, что подобный механизм успешно работает за рубежом, например в ряде штатов США. Нововведение будет стимулировать «ценовую честность»: ритейлеры станут строже следить за актуальностью ценников, поскольку каждая ошибка приведет к прямым убыткам для магазина.
«Введение принципа «честный чек» позволит в кратчайшие сроки искоренить проблему ложных ценников, оградит граждан от переплат при покупках и повысит уровень прозрачности и ответственности в розничной торговле», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
И ущерб, и неудобстваСоавтор законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев посетовал на недобросовестных продавцов, которые пользуются тем, что люди часто не замечают обмана, особенно когда набирают полную корзину покупок. Для покупателей это оборачивается не только прямым ущербом, но и неудобствами.
«Даже обнаружив несоответствие, покупатель вынужден тратить время и силы на защиту своих прав: возвращаться в торговый зал за доказательством, фотографировать ценник, звать администратора, писать жалобу. Все это мало мотивирует продавцов предоставлять гражданам корректную информацию о товарах», — сказал депутат «Парламентской газете».
По его мнению, законопроект станет еще одной нормой, защищающей права потребителей.
В Минпромторге сообщили о готовности законопроекта о «российской полке» для вин Дополнительная ответственность
© freepik.com
Продавать товар по той стоимости, которая указана на ценнике, — это обязанность ритейлеров, подчеркнул председатель Союза потребителей России Алексей Койтов.
«А они представляют это как свою добрую волю. Ничем иным, как лукавством, это не назовешь», — сказал он «Парламентской газете».
За обман покупателей предусмотрена административная ответственность, напомнил Койтов. Однако последние пять лет из-за моратория на проверки она нивелирована.
«Продавцов практически невозможно привлечь к ответственности, потому что по угрозе жизни и здоровью прокуратура еще дает санкции, — а только через нее Роспотребнадзор может возбудить дело и штраф наложить, — а по таким мелким нарушениям, как правило, прокуратура санкций не дает. Получается, есть обязанность, есть административная ответственность, но это не работает» — пояснил эксперт.
Хотя есть вопросы к механизму исполнения инициативы депутатов, Союз потребителей ее поддерживает концептуально.
«Это дополнительная ответственность предпринимателей, которые будут понимать, что им придется отдавать товар бесплатно, особенно если это дорогостоящая техника. Они сто раз подумают и наладят процессы, чтобы не было ни умышленных, ни неумышленных ситуаций с завышением цены», — считает Койтов.
ЦБ рассказал, как не попасть под блокировку денежного перевода