Одна на всех. Как Башкирия внесла решающий вклад в победу над Германией

Одна на всех. Как Башкирия внесла решающий вклад в победу над Германией
В годы Великой Отечественной войны решающее значение на поле боя имело наличие техники – танков, самолетов, автомобилей. Техника также должна быть обеспечена топливом и маслами, что становилось залогом победы. И здесь на первый план выходили возможности экономики тыловых регионов, не случайно именно в военные годы появилась известная фраза о том, что победа ковалась в тылу.И хотя в Башкирии боевой техники как таковой практически не производилось, она внесла во многом решающий вклад в целый ряд важнейших направлений военной экономики. Это, прежде всего, производство топлива и технических масел, а также выпуск авиадвигателей, которыми оснащался каждый третий советский боевой самолет. Были и другие серьезные достижения.За военные годы объем промышленного производства в Башкирии вырос в 2,6 раза. Особенно быстро развивались химическая и нефтехимическая отрасли (увеличение в 9 раз за 1940–1945 гг.) и машиностроение (в 8 раз). Для военных нужд Белорецкий металлургический завод увеличил производство стали и чугуна в 1,5 раза. Баймакский медеплавильный завод работал на полную мощность, а для увеличения выпуска продукции было запущено производство и в Сибае. Эти предприятия обеспечивали фронт пулями, снарядами и броней для танков. Также заводы Башкирии выпускали боевые заряды для знаменитых «Катюш». В республике появились совершенно новые производства: содовая, каучуковая, резиновая, хлопчатобумажная, овощеконсервная и сахарная промышленность. За годы войны было добыто свыше 8,4 млн тонн нефти.Признанием этого вклада в Победу стало присвоение в 2020 году Уфе, где была сосредоточена большая часть республиканского производства, звания «Город трудовой доблести». А в 2025 году такое звание получил Ишимбай, ставший в годы войны одним из центров нефтедобычи.«Те, кто знает историю, прекрасно понимают, что на тот момент вся страна, все города в той или иной степени участвовали в обеспечении победы над Германией, – заявил Глава республики Радий Хабиров. – Уфа – крупный промышленный центр, и присвоение ему звания «Город трудовой доблести» – объективное решение. Здесь были сосредоточены нефтяная отрасль, двигателестроение, производилась масса продукции. А в этом году такое звание получил Ишимбай, где, так же как и в Уфе, мы установим стелу». Военная экономика В годы войны в Башкирию было эвакуировано 111 промышленных предприятий, и именно они во многом сформировали основу производственной базы, которая в наши дни движет вперед республиканскую экономику.При эвакуации оказавшихся под угрозой захвата предприятий в Башкирию у нас не только развивались уже существующие, но и создавались новые отрасли производства. С перебазированием заводов химического, резинотехнического, станкостроительного, кабельного и некоторых других направлений было положено начало производства принципиально новой продукции. Предприятия из центра и юга страны были размещены в том числе в малых городах: Стерлитамаке, Белорецке, Ишимбае, Благовещенске и Давлеканово.В Стерлитамак был эвакуирован станкостроительный завод имени Ленина. Оборудование биметаллического цеха московского завода «Серп и молот» разместили на Белорецком металлургическом заводе, Харцызского завода Наркомчермета СССР и Одесского канатного завода – на Белорецком сталепроволочно-канатном заводе. Из южных районов СССР в Башкирию перевели ряд предприятий нефтяной промышленности.Но наиболее крупные эвакуируемые предприятия размещались в Уфе, причем большая их часть успешно работает и сейчас. Так, завод «Уфимкабель» был создан в 1941 году на базе трех эвакуированных предприятий: московского «Электропровода», подольского «Винилпровода» и одесского «Электрошнура». Начало «Гидравлике» положил ржевский завод по производству прокладок и уплотнительных материалов. Агрегатный завод (УАПО) был эвакуирован из Москвы и за годы войны изготовил свечи зажигания для двигателей 134 тысяч боевых самолетов.Двигатель ПобедыГлавным производственным предприятием военной Уфы и всей Башкирии, внесшим, без преувеличения, стратегический вклад в достижение Победы, стал Уфимский моторостроительный завод (ныне УМПО).Создание завода началось в 1931 году, а уже в 1935-м была закончена постройка цехов и запущено серийное производство двигателей для сельхозтехники. Но мирный профиль сохранялся недолго. В 1940 году Уфимский моторный завод был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству новейших на тот момент авиационных моторов.В ночь на 16 октября 1941 года сотрудников Рыбинского завода вызвали на совещание, где довели информацию о срочной эвакуации в Уфу. На следующий день между цехами стали прокладывать железнодорожные рельсы. В стенах делали проемы, через них с помощью кранов выгружали оборудование. Производство эвакуировалось полностью: оборудование, станки, собранные и полуготовые двигатели, рабочие, служащие, их семьи.И Рыбинский завод был не единственным эвакуированным в Уфу. Кроме него, в столицу Башкирии прибыли два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Подмосковья, проектное бюро ЦИАМ (Москва), а также Воронежское конструкторское бюро. Для лучшей координации и управления все эвакуированные предприятия, а также два уфимских завода – моторный (384-й) и дизельный (336-й) были объединены, получив номер головного – 26-й. Самой большой проблемой были кадры. С началом войны многие опытные рабочие ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, вынужденные ежедневно выполнять напряженный план. По данным архивов, в 1943 году более 45% работников Уфимского моторостроительного завода составляла молодежь в возрасте до 23 лет. Рабочая смена длилась по 12 часов, люди у станков часто недоедали, много сил отнимала дорога с завода в расположенный в нескольких километрах жилой сектор Уфы, порой занимавшая до 6 часов каждый день. Да и работать приходилось в плохо отапливаемых, а то и вообще не отапливаемых цехах. «Обычно приходилось замещать рабочих-расточников, – вспоминал сотрудник заводоуправления УМЗ Семен Синенко. – Ноги в легких летних ботинках (других не было) в ночную смену мерзли. Тогда я их снимал, бегал по коридору в носках. Когда ноги отогреются, опять становился за станок». Но, несмотря на все трудности, завод набирал обороты. Благодаря резкому наращиванию мощностей, с 1941 по 1945 год в Уфе было сделано более 40 тысяч авиадвигателей М-105 и ВК-107А, которыми оснащались основные типы фронтовых истребителей и бомбардировщиков. Не менее трети всех боевых самолетов и около половины истребителей, выпущенных в СССР в годы войны, были оснащены уфимскими моторами. Производство авиадвигателей стало наиболее весомым вкладом Уфы в победу над Германией.Топливо Победы Название нашей республики сегодня прочно ассоциируется со словом «нефть». И хотя основа нефтедобычи и нефтепереработки была заложена еще во второй половине 1930-х годов, именно в годы Великой Отечественной войны башкирские НПЗ, благодаря эвакуации оборудования из других областей, смогли резко увеличить свой производственный потенциал, сыграв заметную роль в обеспечении фронта горючим, а открытие в 1943-1944 годах новых крупных месторождений заложило основу для послевоенного превращения Башкирии во «второе Баку». В мае 1932 года была получена первая нефть Ишимбайского месторождения. Параллельно с бурением новых скважин шел процесс создания базы для переработки «черного золота». В 1935 году началось строительство Уфимского нефтеперерабатывающего крекинг-завода. Полностью УНПЗ вошел в строй в начале 1940-х, и на тот момент это был один из самых современных нефтеперегонных заводов страны, способный выпускать в том числе крайне дефицитный авиационный бензин.С началом Великой Отечественной войны резко возросло значение тыловых республик СССР, имеющих собственную базу нефтедобычи и мощности для переработки. И если переработка сырья шла в 19 республиках, то лишь около пяти могли похвастаться еще и добычей, а лидерство в Поволжско-Уральском районе здесь прочно удерживала Башкирия. Из 9 миллионов тонн нефти, добытых в 1941-1945 годах между Волгой и Уралом, 5 миллионов тонн пришлось на нашу республику.Говоря о вкладе башкирской «нефтянки» в общую победу, следует помнить, что наши НПЗ весьма успешно перерабатывали в основном местное, весьма низкокачественное сырье. Одним из основных показателей качества нефти считается содержание серы, от чего зависит легкость переработки и объем выхода наиболее ценных светлых нефтепродуктов – бензина и дизтоплива. Если в бакинской нефти содержание серы не превышало 0,5%, то в башкирской – было около трех.«Нефть ишимбайского месторождения, которая в основном перерабатывалась в предвоенные и первые военные годы, содержала много воды, солей и серу, вызывавших коррозию оборудования и трубопроводов, создавая аварийные ситуации, приводившие к пожарам и даже взрывам, – вспоминал Николай Байбаков, занимавший во время войны пост заместителя, а затем и наркома нефтяной промышленности СССР. – Трудности в работе создавало и отсутствие запасных частей: импортных не было, а отечественная промышленность своих не производила. Помогала русская смекалка. Серьезные проблемы доставлял и климат – в первую военную зиму морозы доходили до минус 50». Однако, несмотря на все трудности, Уфимский нефтеперерабатывающий завод успешно справлялся с выполнением плана, чему во многом способствовала его технологическая схема, обеспечивавшая переработку высокосернистой нефти с максимальным выходом ценных светлых нефтепродуктов. Судя по производственной отчетности УНПЗ, на бензин, большую часть которого составляло крайне дефицитное в годы войны высокооктановое авиатопливо марки Б-70 и Б-78, приходилось не менее четверти от объема перегоняемой нефти. Это был очень высокий показатель, недоступный большинству отечественных нефтеперегонных заводов тех лет. И именно так Башкирия внесла свой решающий вклад в завоевание превосходства в воздухе.  

Газета Башкортостан Газета Башкортостан

17:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025