Ольга Громыко: "Людям сейчас хочется сказки"
Для любителей фантастики и фэнтэзи это имя знаковое. Двадцать лет назад история приключений рыжей ведьмы Вольхи стала сенсацией, познакомила не просто с жанром, а с целой вселенной, в которой возможны любые чудеса и открытия. Честно говоря, в мир сказочной фэнтэзи в далеком 2003 году и меня привела рыжая Вольха. И я никак не могла упустить возможность поговорить с ВБП (Великой Белорусской Писательницей).
Ольга, как вы себя чувствовали, когда мир фэнтэзи резко заполонили рыжие ведьмы, учащиеся в магической академии и выходящие замуж за беловолосого вампира?
Ну, скажем так, меня это слегка удивило, потому что я писала ту книгу, которой не было, но я бы хотела прочитать. Я не понимаю людей, которые просто переписывают чужие книги. Я на них смотрю с таким легким удивлением и жалостью, что люди просто ничего нового придумать не могут.
То есть это не я изобрела рыжих ведьм, это не я изобрела магические академии, но действительно некоторые книги, некоторые, не все, вызывали ощущение, что автор кроме меня ничего не читал, взял просто и переписал своими словами. У меня часто спрашивают читатели, причём с таким возмущением, вот я купила новую книгу, а она практически переписанная ваша "Профессия: ведьма", я пожимаю плечами и говорю: "Если человек не способен сочинить что-то новое, то человека надо просто пожалеть".
Вы привели в литературный мир рыжую ведьму, которая стал на десятилетия звездой и примером для подражания. А потом вы написали цикл "Космобиолухи", где вывели на страницы киборга, искусственный интеллект. Теперь искусственный интеллект везде и всюду, это у вас как предвидение, или просто повезло?
"Космобиолухи" родились из моей любви к Терминатору, мне всегда было очень жалко Терминатора, которого в конце расплавили. Он же был такой хороший, такой добрый, всех спас, а его взяли и расплавили. И это вообще какая-то тенденция, что роботов, киборгов в конце фильмов почему-то всегда убивают. Я очень люблю идти наперекор, и поэтому я написала такую историю.
Насчет предвидения ничего не скажу, научные технологии развиваются очень-очень быстро, и даже то, что написана как якобы научная фантастика лет десять назад, она уже в современное время выглядит наивной. Поэтому я вообще старалась писать, не затрагивая особо какие-то научные открытия, какие-то достижения, не углубляясь в профессиональную тему. А вообще будущее приходит семимильными шагами, уже вот роботы-андроиды вовсю производятся и продаются в качестве даже домашних слуг.
А с другой стороны, понимаете, я же не в вакууме возникла, я же читаю новости, я читаю другие книги, я смотрю другие фильмы. И логически достроила цепочку на базе тех знаний, что у меня уже были.
Как живется писателю, который стал знаменитым с первой книги? Теперь читатели каждый раз спрашивают "Ну?".
Я отвечаю: "Ну". Потому что, скажем так, я дауншифтер. То есть я работаю ровно столько, чтобы это приносило мне удовольствие, и заработков хватало на жизнь. Да, я могла бы писать, клепать бесконечные продолжение про Вольху. Я уверена, они бы хорошо продавались, приносили бы деньги, можно было бы, опять же, писать и больше книг.
Но я не буду получать от этого удовольствия, хобби превратится в ненавистную работу, я сама себя закопаю. Причём это даже не хобби, это стиль жизни. Поэтому я пишу в своём темпе, в своём ритме, но всех читателей в мире всё равно не захватишь. Сколько есть – все мои.
А как же рекомендации из серии – как стать успешным писателем? Там всюду советуют "пишите каждый день", "выкладывайте ежедневно".
Это другой жанр, я не считаю это литературой, я бы сказала, что это художественная журналистика. Это как новости: вы каждый день открываете газету и читаете новости. Сегодня рухнул мост в таком-то районе, на следующий день рухнул мост в таком-то районе, автоавария произошла там-то, еще где-то посадили дерево, вот точно так же работают вот эти сетевые авторы.
То есть ты фактически подписываешься на такие вот новости из мира фэнтези: они не требуют богатства языка, они не требуют фантазии, они не требуют воображения, ты просто подписываешься на автора, чтобы он тебе дал такую дозу быстрых углеводов, быстренький такой энергетический батончик, ты его сжевал и пошёл. Когда запрограммирована каждый день выкладка по страничке, автор пишет не когда он хочет, а он вынужден просто писать, вымучить продолжение.
Если подписался на этого автора, он на следующий день из этих же слов напишет примерно такой же сюжет. Там бывают еще и флешмобы, когда вот сейчас мы пишем все на заданную тему, и одновременно появляются на сайтах 20, 30, 40, 50 книг, написанных на одну и ту же тему, которые отличаются какими-то нюансами.
Но это не приносит пользы ни авторам, ни читателям...
Я с этим, к сожалению, ничего поделать не могу. Единственное, что я могу поделать – это не читаю. То есть я не поощряю таких авторов рублем. Но это мое честное мнение взрослого, так сказать, начитанного человека. А если у людей нет какого-то жизненного опыта, они растут на этом, привыкают, считают это нормальным – грустно. Наверное, кому-то это надо, но такие книги обычно в публикации проваливаются, их невозможно перечитывать.
При нынешних ценах говорить о бумажных книгах вообще сложно.
Времена изменились. Сейчас очень многие читают электронки. Раньше ты думал: что бы почитать, пойду, куплю книгу. Сейчас ты думаешь: вот я прочитала книгу, она мне очень понравилась, я пойду ее куплю. То есть оно работает в другую сторону. У всех, собственно говоря, людей, есть, ну, не читалки, я читалки не читаю, очень многие читают с мобилки. Ты находишь книгу, вот у тебя есть любимый автор, вот, допустим, у меня вышла новая книга, она на сайте электронных текстов, она продается за 150 рублей. Вы покупаете эту книгу, некоторые ее воруют на пиратских сайтах, достаточно много воруют, судя по тому, что я наблюдаю. Книга вам понравилась, автор вам понравился, и вам на этого автора не жалко потратить уже 2 тысячи, поставить его книгу на полку, чтобы она стояла, а вы могли перечитывать.
Бывает, если мне книга очень понравилась, я её прочитала с мобилки, а потом я её купила, хорошее, красивое издание, которое мне нравится, я его рассматриваю как артефакт: я её прочитала и пересмотрела своё впечатление от книги с бумаги. Это дополнительное удовольствие. То есть сейчас книга утратила значение носителя информации, книга превратилась в предмет коллекционирования.
Соответственно, цена. Посмотрите сейчас, как издают издательства книги – на какой бумаге, с крашеным срезом, с каким-то там лакированными вставочками, вот как моя эта новая вышла, но это всё стоит денег.
Как вы считаете, почему сегодня такой всплеск интереса к жанру сказки, фэнтези?
Люди устали от технологий, их слишком много, и тот же искусственный интеллект, та же механизация, те же айфоны. Сейчас настоящее и будущее настолько плотно срослись, что изобрести что-то принципиально новое в науке достаточно сложно. Смотрите, связь уже как бы есть, но фактически ничего нет, телепортации нет, нет какой-то сверхкосмической медицины. Но когда читаешь новости даже "простой" медицины, новости информатики, новости, что в мире происходит, ты понимаешь, что ты уже живёшь в этом будущем, и про него ещё и читать не хочется. Современная цивилизация на человека достаточно сильно давит, ты от нее устаешь, людям хочется чего-то, им хочется просто отдохнуть, хочется сказки.
Спасибо за интервью!

