Онлайн-курсы блогеров предложили лицензировать
В Роспотребнадзоре отметили рост числа жалоб на онлайн-образование. За 2024 год поступило более 4 тысяч обращений, а за первую половину 2025 года их количество достигло уже 3,7 тысячи. По прогнозам ведомства, к концу года их станет еще больше. Проблемы в сфере онлайн-образования и возможные пути их решения обсудили участники круглого стола в Совете Федерации 20 октября.
Проверка договораОсновные жалобы потребителей связаны с предоставлением недостоверной или неполной информации, отметила замначальника управления федерального госнадзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Наталья Павлюченко.
«Когда человек вступает в правоотношения с исполнителем, он часто не понимает, с кем заключает договор, так как ему не предоставляется вся важная информация, которая могла бы повлиять на его решение о выборе услуги. Другим серьезным нарушением является включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Несмотря на то что в 2022 году был принят закон и внесены изменения в статью, содержащую перечень запрещенных условий для договоров, такие случаи по-прежнему встречаются. Особенно проблемно, когда договор содержит положения, запрещающие потребителю отказаться от него. Согласно статье 32 закона о защите прав потребителей, человек имеет безусловное право расторгнуть договор по различным причинам, если дальнейшее участие в договорных отношениях невозможно», — сообщила представитель ведомства.
Однако на практике это право нередко нарушается.
«Примером может служить случай с одним из образовательных учреждений. Потребитель заключил договор, но позже решил его расторгнуть. Исполнитель отказал ему, сославшись на наличие штрафных санкций в договоре. Мы подключились к этому делу, защищая права потребителя, и добились справедливого решения», — рассказала Павлюченко.
Подобные нарушения происходят часто, отметили в Роспотребнадзоре, особенно с организациями, предоставляющими платные образовательные услуги. Рост таких жалоб также связан с популярностью инфобизнеса: потребителям зачастую предлагают не образовательные услуги в полном смысле этого слова, а лишь консультации или информационные услуги, которые не регулируются так строго, как образовательные.
«Благодаря изменениям в законодательстве и новым нормам 248-го федерального закона о контроле и надзоре, наши возможности значительно расширились. Только в 2024 году мы подали 190 исков в защиту прав потребителей в сфере онлайн-образования. Более 90 процентов из них были удовлетворены. Из этих исков 71 был направлен на защиту неопределенного круга лиц, где невозможно точно определить всех пострадавших потребителей. Еще 119 исков касались конкретных граждан. За первые шесть месяцев 2025 года Роспотребнадзор уже подал 170 исков, и сумма взысканий с участием нашей службы составила более 12 миллионов рублей. Из них 700 тысяч рублей пришлось на моральный вред», — уточнили в Роспотребнадзоре.
Матвиенко: Поддержка русского языка — это инвестиция в наше общее будущее Свободная лицензия
Зампредседателя экспертного совета по развитию проектов креативной (творческой) экономики Торгово-промышленной палаты, руководитель рабочей группы по регулированию инфобизнеса и блогосферы ТПП Мария Тарханова предложила лицензировать онлайн-курсы, которые создают блогеры. Это позволит убрать с рынка образовательных услуг недобросовестных игроков и повысить качество предлагаемых программ.
«Тема лицензирования уже неоднократно поднималась нами, поскольку сегодня получить лицензию стало делом совсем не сложным. Инфобизнес зачастую делает акцент на том, что их курсы лицензированы, выставляя саму лицензию на главной странице сайта. Это создает впечатление у аудитории, что курс прошел проверку, получил одобрение и является надежным. Однако на практике лицензии чаще всего выдаются на одну деятельность, в то время как преподаватели предлагают совершенно другие темы. Программы придумываются буквально на ходу, основываясь на текущих трендах, что вызывает основное беспокойство у потребителей», — сказала эксперт.
© Пресс-служба Госдумы
В ТПП уверены, что простой потребитель не способен самостоятельно определить, перед ним добросовестно созданный курс, отвечающий стандартам, или же откровенно мошенническая программа. Разобраться, насколько содержимое безопасное, полезное или, наоборот, вредное, — задача практически невыполнимая для обычного человека.
«Отдельное внимание стоит обратить на роль блогеров. Очевидно, что инфомошенничество процветает благодаря им и их огромным аудиториям. Любимые лидеры мнения обладают невероятным влиянием — их слова воспринимаются безоговорочно. Это выходит за рамки банального обмана и напоминает структуры с элементами культа личности, где блогер становится своеобразным лидером «инфосекты». Если он заявляет, что его работа лицензирована, никто даже не подумает перепроверять это утверждение. Что же стоит сделать? Необходимо вернуть обязательную государственную аккредитацию программ. Это позволит поддержать честных инфопредпринимателей», — добавила Тарханова.
Эксперт объяснил, чем опасна учеба в школе с шести лет Правильный курс
По мнению эксперта, действительно существуют востребованные курсы и программы, которые не представлены в классической образовательной системе — даже в качестве дополнительного образования. Современные рынки нуждаются в этих компетенциях, и есть профессионалы, готовые ими делиться.
«Инфопредприниматель, создающий качественный и честный образовательный продукт, может предоставить свою программу государственному образовательному учреждению. Эксперты из числа профессорско-преподавательского состава оценивают ее содержание и выводят резолюцию: полезна она, инновационна, безопасна или нет. Таким образом сразу отсекаются нечестные участники рынка — те, кто стремится лишь заработать быстрые деньги на вымышленных курсах», — резюмировала Тарханова.
В Роспотребнадзоре сообщили о росте числа жалоб в сфере онлайн-образования