Опасная среда: как не дать вовлечь подростка в преступление?
Какие жизненные обстоятельства и психологические особенности вводят подростков в особую группу риска? Как семья может предотвратить вовлечение ребенка в криминал? Читайте в авторской колонке постоянного эксперта РАПСИ, клинического психолога Алены Кондрашовой.
Подобные новости мы читаем каждый день: молодой человек, вчерашний школьник, подававший большие надежды, вдруг оказывается на скамье подсудимых. Уголовные дела по статье 228 Уголовного кодекса (УК) РФ, предусматривающей внушительные сроки за сбыт наркотических веществ, в этом веке остаются одними из самых массовых в России.
Кроме того, в последние годы, на фоне обострения геополитической ситуации, участились случаи вовлечения подростков и самых молодых россиян в диверсии, террористические акты и другие страшные преступления: РАПСИ подробно писало об этом тревожном явлении.
Вовлечение старших подростков в бизнес по распространению наркотиков и другие серьезные преступления — опасная проблема. Криминальные группировки специально ищут молодых людей, потому что те уязвимы в силу возрастных особенностей, их проще втянуть в преступную деятельность. Если на базовую возрастную уязвимость накладываются и кризисные явления в семье, то молодой человек, к сожалению, становится и вовсе легкой мишенью для криминальной среды и людей с недобрыми намерениями.
Из отличницы – в подсудимую
Приведу пример из практики. Жила-была более чем благополучная семья. Папа — очень успешный человек. Мама — образованная женщина, тоже построившая неплохую карьеру. Две дочери 16 и 14 лет, хорошие и спокойные девочки. Дочки учились хорошо, ходили в музыкальную школу, занимались большим теннисом. Так семья выглядела внешне – так сказать, с фасада.
Внутри же было много напряжения: папа все время требовал наилучшего результата во всем от своих близких, стопроцентного воплощения «успешного успеха». Если ребенок не получил «пять» или не выиграл соревнования – папа разочарован, неделю не разговаривает с «неудачницей». Постоянные скандалы папы, страхи мамы за свой брак, которая боялась разрушить семью и не заступалась за детей решительно. Старшая дочь, папина любимица – отличница и человек, чрезвычайно зависимый от мнения окружающих и интернета, каждый шаг свой жизни она фиксирует в социальной сети.
В семье случается кризис: папа нашел новую любовь и подал на развод. Суды, раздел имущества, дети оказались предоставлены сами себе, один на один с переживаниями.
Мама превращает старшую дочь в свою подругу – обсуждает с ней действия отца, разговоры с адвокатом, финансовые проблемы. Денег в семье становится мало, и девочка стремится помочь маме, а также хочет привычного комфорта, конечно же. Начинает искать работу. Но на всех работах мало платят или брать не хотят.
Видит объявление в интернете: пять тысяч рублей в день, работа курьером. Критическое мышление еще не развито, до этого сама никаких решений не принимала. Соглашается, на онлайн-собеседовании говорят, что нужно возить наркотики. Новые «друзья» быстро развеяли сомнения девушки, пообещали помочь в случае каких-либо осложнений. И она решается: в ее окружении все с новыми телефонами, красиво и модно одеты, отставать не хочется, вдруг дружить перестанут.
На второй или третьей поездке ее арестовывают, «работодатель» исчезает на просторах интернета, а ей предстояло ответить перед законом, который очень суров к таким преступлениям. Мама собирает по друзьям деньги на хорошего адвоката. Окружающие в ужасе, папа и вся та часть семьи исчезают совсем. У него новый «успешный успех». Исправить, к сожалению, ничего не удалось, девушка получила большой тюремный срок.
Почему происходят такие трагедии? Часто молодые люди убеждены, что они понимают и знают мир лучше (во многом благодаря влиянию интернета), чем их родители. Это происходит по причине отсутствия жизненного опыта, переоценки своих возможностей и недооценки последствий своих действий.
Они стремятся самоутвердиться в этом мире, проявить себя. При этом у них мало возможностей и много фантазий. Получается, что неподготовленные к принятию ответственности молодые люди сталкиваются с задачей, превышающей их реальные возможности.
Как понять, что ваш ребенок – в зоне риска?
Кто в зоне риска? Подростки, не уверенные в своих силах, у которых не было опыта принятия самостоятельных решений (и работы с их последствиями), люди, испытывающие трудности адаптации в социуме и повышенную восприимчивость к внешнему давлению. Присмотритесь к признакам, описанным ниже: если вы скажете «да» более трех раз, то это повод задуматься о своих взаимоотношениях с ребенком и, возможно, обратиться к специалистам:
ребенок не уверен в своих силах; не умеет самостоятельно справляться с собственными эмоциями и стрессами, даже незначительными; не учится на собственных ошибках, боится экспериментировать и приобретать опыт; есть трудности с адаптацией в социуме; при принятии любых решений повышается тревожность; недостаточно внутренней мотивации: не понимает, зачем ему предпринимать те или иные усилия; есть повышенная восприимчивость к внешнему давлению; если у вас конфликт с ребенком, и он сильно отдалился. Декларирует низкую значимость и ценность ваших с ним отношений; если вы имеете нерешенные жизненные проблемы и на фоне этого можете не уделять внимание семье и детям, «не вывозите»; проблемы роста, насаждаемая философия «успешного успеха», опасности в Сети.
Отдельный пласт проблем, которые могут стать катализаторами таких ситуаций – сложности в семье, в общении с родителями. Растущий человек испытывает много чувств к родителям (самых разных, зачастую противоречивых). При этом значимость отношений отрицается. Надо сказать, что в зоне риска могут находиться и вполне благополучные внешне семьи.
Подростки хотят перестать зависеть от родителей и действовать самостоятельно. Они активно отрицают связи с родителями, особенно если в семье проблемы и говорить о них нет возможности. И действуют, демонстрируя стремление к крайностям, доказывающее, по их мнению, справедливость их претензий на взрослость.
Второй важной проблемой является зависимость от интернета. Очень часто подростки проводят там больше времени, чем стоило бы. Если у них не получается построить отношения в реальной жизни, то они находят друзей в Сети и не всегда могут объективно оценить, кто именно прячется за фотографией, какие цели у этого человека.
Другой важный фактор – пресловутая идеология «успешного успеха», насаждаемая теми, кого принято называть инфоцыганами. Сейчас в подростковой среде распространены фантазии, что стать миллионером легко. Они видят примеры многих блогеров и тик-токеров, считают, что учиться и трудиться необязательно, верят в случайность успеха, в фортуну.
Часто такие дети задают родителям вопросы из серии: «Вот вы учились и что получили?», «Почему вы не заработали миллион?», «Почему не открыли свой бизнес?». Они думают, что они – умнее, лучше, больше погружены в современную реальность, чем их «отсталые предки».
Добрые советчики из интернета их поддерживают, а заодно предлагают легкий способ заработать. Острая потребность в успехе, тревога и страхи делают важной принадлежность к группе друзей. Если эта группа окажется криминальной, а семья и общество уже обесценены подростком, то риски вовлечения ребенка в криминальные действия возрастают.
Как уберечь ребенка
Что делать, чтобы ваши дети не пострадали? Первое и основное – важно дружить со своим ребенком, понимать его. Чтобы ваш ребенок мог прийти к вам с любой проблемой и обсудить ее. Он не должен бояться ни вашего гнева, ни страха, ни беспомощности. Ваш сын/дочь должны знать: семья — это самое безопасное место, где всегда поймут и поддержат.
Во-вторых, помогите ему погрузиться в хорошую среду сверстников – спортивную команду, оркестр или что-то другое. Главное, чтобы там была хорошая атмосфера и правильные ценности. Будьте знакомы со всеми друзьями вашего ребенка.
Третье: ребенку следует осознавать, интернет – опасная среда. Должен знать, кто такие мошенники и их методы социальной инженерии. Начинайте рано приучать к самостоятельности в мышлении, учите думать, сопоставлять факты, поручайте посильные дела. Не обесценивайте, не высмеивайте опыт ребенка, спокойно разбирайте ошибки, хвалите за правильные действия.
Также сами работайте над своими страхами: учитесь разделять свои фантазии и реальные опасности. Важно вспомнить, как вы преодолевали свои эмоциональные проблемы в этом возрасте, что здесь может быть общего у вас и вашего ребенка.
И главное, помните, материальная составляющая не должна быть главной ценностью, таковыми являются любовь, дружба, семья.
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены
