Опасное развлечение: в Астрахани подростки на питбайках рискуют жизнью и здоровьем
Доступный, легкий, компактный. Питбайки пользуются популярностью у сегодняшних подростков. В том числе и в Астраханской области. Но «игрушка» эта – весьма коварна и опасна. Без трагических случаев не обходится. Не случайно в госдуме РФ задумались о мерах регулирования использования мини-мотоциклов.
Гонки по улицам и по дворам
Гонки по улицам и дворам Астрахани на питбайках – дело привычное. Особенно в вечернее и ночное время, когда рев мотора мешает спать жителям ближайших домов. Прибавьте к этому опасные маневры, проезд на красный свет и езду без шлемов.
Зачастую мотоциклами и мопедами управляют подростки. Порой даже не имеющие прав и соответствующих документов на транспортное средство. Об этом говорят представители ГИБДД. Более того, некоторые питбайки не имеют повортников и фар. Поэтому автомобилистам непросто угадать, какой маневр совершит юный водитель двухколесного транспорта. Все это приводит к трагическим историям, пострадавшими в которых становятся и мотоциклисты, и пешеходы.
Тревожная статистика
1 августа 2025 года на Набережной Приволжского затона Астрахани водитель «Лады Гранты» не уступил дорогу питбайку, за рулём которого был 16-летний подросток. В результате столкновения школьник получил травмы различной степени тяжести и был госпитализирован.
29 июля 2025 года 5-летний подросток без прав, управляя мотоциклом, врезался в автомобиль на автодороге «Астрахань — Красный Яр». В итоге юный астраханец получил серьезные травмы и оказался в больнице.
Это лишь два недавних примера. Общая же статистика подтверждает тревожную тенденцию.

«В 2024 году зарегистрировано 28 ДТП с участием несовершеннолетних до 16 лет. Погибли 3 подростка, 30 получили травмы различной степени тяжести», — рассказали в УМВД по Астраханской области нашим коллегам из Astrakhan.aif.ru.
«Опасная игрушка» под видом спортинвентаря
Официально управлять мотоциклом можно с 16 лет, и то не любым. Однако рынок полон предложений для детей 12–14 лет и даже младше. Стоимость нового питбайка приближается к 100 тысячам рублей. Но подержанный можно взять в половину меньше. То есть, владельцем «опасной игрушки» стать, в общем-то, не сложно.
Питбайки можно приобрести даже на маркетплейсах. Как показывает практика, продавцы позиционируют этот транспорт как «спортинвентарь». И это служит лазейкой для обхода ряда юридических барьеров. Родители порой дарят своим отпрыскам мини-мотоциклы как альтернативу самокатам и велосипедам. И часто закрывают глаза на риски, полагая, что наличие защитной экипировки решит проблему. Но это – иллюзии, которые могут стоить юному водителю здоровья, порой и жизни.
«Не покупайте своим детям такие опасные «игрушки», как мопеды и питбайки. Угождая желаниям подростков, вы можете подвергать опасности их жизнь и здоровье», — призывают инспекторы ГИБДД родителей юных гонщиков.
МВД отмечает, что питбайки изначально были созданы для выполнения трюков и езды по бездорожью. Раньше их использовали профессионалы во время экстремальных соревнований. На городских же улицах они представляют смертельную опасность.
Штрафные санкции для детей и родителей
Езда без прав или шлема, по мнению некоторых подростков, это ерунда. И о последствиях, конечно, не задумаются. Между тем за такие нарушения предусмотрены штрафные санкции:
• Без шлема — 1 000 руб.
• Без прав — 5 000–15 000 руб.
• Незарегистрированный мотоцикл — 500–800 руб., при повторе — до 5 000 руб. или лишение прав.

К ответу могут призвать и родителя, если он даст несовершеннолетнему сесть за руль мотоцикла без прав. Штраф в этом случае составит 30 тысяч рублей. А второму родителю придется выплатить в пользу государства 500 рублей. Сам ребенок тоже получит штраф до 15 000 рублей. То есть, каждая «пробная поездка» может обойтись семье в сумму, сопоставимую с ценой самого питбайка.
Табу для питбайков
Тревожная ситуация актуальна не только для Астраханской области, но и для многих российских регионов. Только за первое полугодие 2025 года в России зарегистрировано 288 ДТП с участием детей на питбайках. 10 человек погибли, 235 получили травмы. Эти цифры стали дополнительным аргументом в пользу ужесточения правил.
Речь идет о запрете выезда питбайков на дороги общего пользования. Такие изменения всерьез обсуждаются в органах власти. А за нарушение табу предлагается установить штраф в размере 30 тысяч рублей.
Еще одна инициатива связана с ужесточением правил продажи питбайков подросткам. Стать обладателем «опасной игрушки» несовершеннолетний сможет лишь при наличии справки из мотошколы и водительских прав категории «А». Для этого мини-мотоцикл законодательно нужно приравнять к транспортным средствам. Но что делать, если технику покупает взрослый, а затем передает ребенку? Ответа на этот вопрос пока нет. А количество пострадавших подростков продолжает увеличиваться.